Канцлер не скупится на похвалы своему русскому другу: Герхард Шрёдер высоко оценил курс реформ, проводимый Владимиром Путиным, отметил стабильность и рост благосостояния, и — ни словом не упомянул дело ЮКОСа, давно переросшее из хозяйственного спора в политический скандал. Эту коллизию комментирует главный редактор программы DW-Радио на русском языке Корнелия Рабитц.

Разве откровенное слово между друзьями может повредить делам? Разве нельзя было ожидать от канцлера, что он хотя бы выразит озабоченность в связи с действиями государства против нефтяного концерна ЮКОС? Оказывается, нет, нельзя. Напротив, в ходе своего короткого визита в Москву Герхард Шрёдер даже сподвигнулся на утверждение, что, мол, никаких признаков нарушения принципов правового государства в процессе против ЮКОСа не наблюдается. Это — очень смелое заявление, равнозначное политической индульгенции для Владимира Путина.   

Каждое государство имеет право взыскивать задолженности по налогам, если таковые действительно есть. Тут канцлер абсолютно прав. Никто не отрицает и права прокуратуры бороться с подобными правонарушениями. Однако международные наблюдатели, в том числе ОБСЕ, констатируют, что право в данном случае применяется выборочно, а власти самым грубым образом вмешиваются в дело. Владимир Путин явно заинтересован не в чистом процессе над грязным капиталистом. Он явно пытается заполучить контроль над нефтью, контроль над гигантским концерном. Он пытается любой ценой закрепить свою власть.

Но канцлер Германии по образованию юрист, адвокат, а по убеждениям — демократ. И если он считает возможным не указать своему другу Владимиру на перекосы в деле ЮКОСа, то это попахивает откровенным заискиванием.

Немецкие предприятия делают ставку на Россию. Их манят многомиллиардные проекты в области энергоресурсов, в машиностроении, в развитии инфраструктуры, в пищевой промышленности. Но инвесторам нужны стабильные правовые нормы и защита от произвола. Тот, кто вкладывает свой капитал, хочет получить прибыль, и это законное желание. России нужны иностранные инвесторы, поэтому сама Россия должна быть заинтересована в укреплении доверия и партнёрства. Путин делает ровно обратное. Российский президент, по накатанному опыту, объявляет все злоупотребления внутренним делом своей страны и отметает любую критику. Выдавать индульгенцию за такое поведение просто нельзя, несмотря на все личные дружеские чувства.

Обязанности свободно избранного главы правительства демократического государства не сводятся к налаживанию деловых контактов. У канцлера Германии есть ещё и обязательство отстаивать те ценности, которые он олицетворяет. Если он этого не делает, он подрывает не деловые контакты, а нечто большее, а именно: кредит доверия к самому себе.

Автор комментария: Корнелия Рабитц, главный редактор программы DW-Радио на русском языке

dw-world.de/russian

*