«Я не делаю моду, я просто одеваю людей» — уверяет модельер. Армани называет стиль единственной роскошью и продолжает делать свое дело не взирая на многочисленные упреки в том, что его одежда скучна и уныла в соответствии с собственным девизом: «Элегантность — это не то, что бросается в глаза, а то, что остается в памяти».

На днях итальянскому дизайнеру исполняется семьдесят лет. И тридцать из них он посвятил непосредственно моде.

В свое время не было двух больших антагонистов , чем Джорджио Армани и Джанни Версаче. Два вечных соперника, противоположных полюса в мире моды — даром, что оба итальянцы. Армани уверял, что яркие, декольтированно-расфуфыренные, откровенно кичевые модели Версаче — не что иное, как издевательство над модой. «Он превращает женщин в проституток!» — негодовал Джорджио. Версаче в свою очередь парировал, что нет ничего скучнее и унылей, чем одежда от Армани. Их спор продолжался до самой смерти Джанни.

Да, Армани не гонится за сенсационностью — ему больше по душе элегантность и строгость, вычурным фасонам и обильному декору он предпочитает скромный минимализм, нарочитой сексуальности — чувственность, провокационным цветам — тонкую игру с оттенками. Не случайно именно он считается одним из зачинателей минимализма. Кутюрье стоит на том, что тенденции и мода могут меняться, и поэтому индивидуальность и личность — вот то, что должно стоять во главе каждой коллекции.

Софи Лорен как-то точно подметила, что даже самые полупрозрачные наряды от Armani не обнажают женщину — они просто грамотно будоражат воображение мужчин. «Мода — это не только шик» — уверен дизайнер, практически каждой своей коллекцией пропагандирующий идею о том, что настоящая элегантность не имеет ничего общего с деньгами.

Медик-недоучка

Студент-медик, ассистент фотографа, художник-оформитель витрин, подсобный рабочий, художник-оформитель, а потом закупщик коллекций одежды для крупнейшего миланского универмага… Все это — этапы большого пути одного из самых топовых модельеров последних десятилетий.

В мир моды Джорджио Армани привела цепь случайностей.

Стать дизайнером он не мечтал — да он и слыхом не слыхивал о такой профессии! Как мог грезить о мире моды простой мальчишка из небогатой семьи, из провинциального итальянского городка, расположенного в получасе езды от Милана, где самыми модными развлечениямим считались поход на танцы по субботам, а по воскресеньям — в киношку? Родители мечтали, чтобы их сын выбился в люди — скажем, стал работать в области юриспруденции или медицины. Он, как послушный отпрыск, не перечил — и когда пришло время, поступил на медицинский факультет Миланского университета. Первое же посещение анатомички привело впечатлительного юношу в ужас, перспектива по окончанию альма-матер всю жизнь проработать сельским врачом в какой-нибудь дыре наводила тоску. Единственной отдушиной стала фотография, которой он всерьез увлекся в студенческие годы. Работа в качестве ассистента фотографа приносила еще и какие-никакие деньги, и Армани уже начал всерьез задумываться о том, не заняться ли ему этим делом более основательно. Родители стенали, но к концу второго курса Джорджио понял, что врачом ему не быть. Его профессиональное образование на этом закончилось. Остальному учила жизнь.

Дизайнер-самоучка

Отслужив в армии, юноша вернулся в Милан. Расставаться с веселой и насыщенной столичной жизнью, так не похожей на то унылое однообразное существование, которое влачили жители его родного городка, не хотелось. Разве может в двадцать с небольшим возникнуть желание похоронить себя заживо?! И кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы в двадцать три года Джорджио Армани не подвернулась временная работа в крупнейшем миланском универмаге Rinascente. В итоге он застрял там на несколько лет. Из подсобного рабочего стал оформителем витрин, а затем и закупщиком коллекций. Выражаясь современным языком — байером. Во время многочисленных командировок по миру у него была прекрасная возможность не только познакомиться с модой разных стран, но и на практике понять, почему одни вещи продаются, а другие залеживаются на полках. Видимо, еще в то время Джорджио Армани вывел для себя один из основных принципов будущей работы: хороший дизайнер — это тот, одежда которого продается. Годы спустя, находясь на вершине славы, он его сформулировал так: «Платье — это не картина. Его не вешают на стену, а носят. И ты постоянно должен убеждать людей, что все делаешь правильно, что именно твою одежду они должны покупать».

В начале шестидесятых Армани познакомился с Нино Черутти. И вскоре понял, что хочет и сам попробовать себя на дизайнерском поприще: он достаточно изучил покупательский спрос, чтобы рискнуть делать что-то самостоятельно. В 1964 году он начал разрабатывать модели для принадлежащей Дому Cerutti мужской марки Hitman. Поначалу Джорджио предполагал, что немного постажируется у маститого соотечественника — и откроет собственное дело. Но стажировка затянулась почти на десять лет. Лишь в тридцать восемь Армани наконец-то созрел для самостоятельного плавания — к тому времени кроме сотрудничества с Черутти за его плечами была и работа в качестве стилиста в Домах двух других мэтров итальянской моды — Эмануэля Унгаро и Эрменеджильдо Зенья.

Отчасти к решению открыть собственное дело его подтолкнул и близкий друг, дизайнер Серджио Галеотти. Как уверяла молва, эту неразлучную парочку связывали не только дружеские отношения. Да и сам модельер как-то обмолвился, что он бисексуал. Но мир моды сложно удивить подобными выходками.

Большому кораблю — большое плавание

Вместе с Серджио в 1974 году Армани представил первую коллекцию. Поговаривали, что для того, чтобы найти на нее денег не желающий брать кредиты или влезать в долги дизайнер продал единственную стоящую вещь, которорой он владел — старенький «Фольксваген». Он начал с мужской одежды. «Старая добротная классика» — так проявившие неожиданное благодушие строгие критики охарактеризовали его пробу пера. Он предпочел не гнаться за остромодными штучками, а обратиться к стилю знаменитых английских портных. Темно-синий, черный, серый и белый — этой цветовой гамме, в которая была выдержана дебютная коллекция, он не изменил ни через год, когда представил первую линию женского pret-a-porter, ни впоследствии — и сегодня эти цвета остаются его любимыми.

В 1975 году он с Серджио официально зарегистрировал собственный лейбл. К тому времени финансовый дела уже позволяли приобрести под Дом моды достойный особняк в центре Милана, стараниями Армани впоследствии превратившийся в огромную резиденцию с роскошными аппартаментами, банкетным залом и даже бассейном.

Армани оказался и прекрасным коммерсантом — видимо, он знал, ради чего продавал свой старенький «Фольксваген». В 1979-м партнеры с успехом открыли американское представительство фирмы, в 1981 году не меньший успех сопутствовал и их новой линии молодежной одежды, через год, в 1982-м открывшийся в Милане бутик под вывеской Giorgio Armani стал известен на всю Европу. Особенно его полюбили яппи — неброские и элегантные костюмы Армани говорили о статусе деловых людей гораздо лучше, чем экстравагантные и китчевые творения многих его коллег. Довольны были и бизнес-вумен — знаменитые блейзеры и деловые брючные костюмы Армани (ничего лишнего, дизайнер кроил их по образу и подобию мужских и даже ткани исполользовал те же, которые предназначались для мужских) наконец уравнили их с сильным полом хоть в чем-то.

В отличие от многих Джорджио Армани скромно уверяет, что одежда — отнюдь не главное орудие кокетства. «Соблазнить и сразить можно взглядом, улыбкой, жестом, чем-то неуловимым. А платье здесь должно быть на последнем месте!» — говорит итальянский кутюрье.

Скромный император

В начале восьмидесятых голливудские режисеры уже наперебой приглашали его «одевать» героев их фильмов. «Бэтмен», «Красотка», «Криминальное чтиво», «Пророжденные убицы», практически все картины с участием Джеки Чана — это дело рук Армани.

Через пять лет после представления дебютной коллекции среди его клиентов уже были звезды первой величины: Мишель Пфайффер, Шэрон Стоун, Джоди Фостер, Мерил Стрип, Ким Бэйсингер, Орнелла Мути, Борис Беккер, Ричард Гир, Николас Кейдж, Мэл Гибсон. Нет, между ними не возникало тесной дружбы, нередко случающейся между кутюрье и его звездными музами — Армани слишком интровертен для подобных отношений. Но и модельер, и его клиенты, многие из которых отличаются крайне капризным нравом, вот уже больше двадцати лет платят друг другу взаимным уважением. Рассел Кроу появлялся в его костюмах не только в фильмах и на светских раутах, но и заказал Армани свадебные наряды для своего бракосочетания с Дэниэль Спенсер. А когда осенью прошлого года в Лондоне состоялось открытие выставки ретроспективы Джорджио Армани, Лорен Хаттон и Ричард Гир появились на торжественой церемонии в костюмах, которые Джорджио сшил им еще для хита 80-х, фильма «Американский жиголо». И кто знает, может Хаттон действительно не соврала, когда умиленно призналась, что до сих пор носит платья от Armani, купленные еще четверть века назад?!

В Мекке всех голлливудских звезд — Беверли-Хилз у Армани четыре магазина. Он же стал первым модельером, чье имя было увековечено на Аллее славы Высокой моды в Лос-Анджелесе, на Родео-драйв — своеобразном fashion-аналоге знаменитой голлливудской Аллеи славы. К кино у кутюрье отношение особенное — он не раз признавался, что неизменно черпает в нем эмоции: с раннего детства кинематограф был для него чуть ли не единственной возможностью отвлечься от окружающей действительности и отправиться в увлекательное плавание по океану своих мечтаний

Финансист

В 1982 году появился первый мужской парфюм — Armani. А аромат Aqua de Gio (1995 г.) ввел моду на новую, «морскую» волну ароматов. Кстати, Джио — это не только название духов, но и прозвище самого дизайнера, которым его наградили друзья.

В восьмидесятые и девяностые его империя росла, как на дрожжах. «Я никогда не брал ни у кого взаймы» — гордо говорит модельер.

Мужская, женская, детская одежда, аксессуары, белье, джинсы, парфюмерия, мебель и предметы домашнего интерьера от Armani с успехом продаются в тридцати с лишним странах. Клиенты дизайнера с удовольствием захаживают в рестораны под вывеской Emporio Armani и в его книжный магазин, а избранные удостаиваются чести попасть и в закрытый ночной клуб в центре Милана, открытый Армани для того, чтобы ему и его немногочисленным друзьям всегда было где встретиться и отдохнуть.

В 1995 году предвидя всеобщий бум на дизайнерскую спортивную одежду он запустил линию одежды для зимних видов спорта, в 2001 добавил к парфюмерии линию косметики. В том же году он с успехом презентовал собственный дизайн автомобиля Mersedes и линию… шоколада Armani Dolci. В итоге в 1999-м Армани был официально признан самым прибыльным итальянским модельером. А через год, в 2000 году его доход составил 35 миллионов долларов — почти во восемь раз больше, чем у премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.

Отшельник-миллионер

Впрочем, став знаменитым и богатым, модельер еще больше замкнулся в себе. Сильно повлияла на него и смерть в 1985 году его верного друга и компаньона Серджио Галеотти, тот скончался от рака. Джорджио не один месяц преследовал один и тот же сон: он прощается с другом, лежащим в гробу. После этого в его жизни осталась только работа, на которой дизайнер полностью и сосредоточился со свойственной ему дотошностью. А в работе его лучшими помощниками стали сестра и ее дочь Роберта. Только с близкими людьми он чувствует себя спокойно и уютно.

Армани не любит выходить в свет, практически не выбирается на веречинки, предпочитая проводить свободное время с родными. Злые языки уверяют, что его главная проблема в том, что он просто напросто сноб. А он отвечает, что всего лишь самый обычный трудоголик, который готов работать по двадцать часов в сутки и требует того же от остальных.

К каждому показу Джорджио Армани готовится скрупулезно и дотошно, сам отбирая манекенщиц и на своем примере объясняя, как им дефилировать, тщательно контролируя работу режиссеров, осветителей и прочей братии. Но неожиданности все-таки случаются. Так во время своего приезда в Москву по случаю открытия бутика в Третьяковском проезде Армани удивил всех, пригласив в качестве манекенщика молодого человека, что говорится с улицы. Один из многочисленных помощников организаторов дефиле, принесший дизайнеру стакан воды, настолько понравился Армани, что тот незамедлительно попросил его примерить костюмы, и в тот же день «вывел» парня на подиум.

Одно время в его дефиле постоянно участвовал и другой непрофессиональный манекенщик — футболист Андрей Шевченко. А потом из «модели» и просто друга дизайнера спортсмен превратился еще и в полноправного компаньона, открыв в своем родном Киеве бутик Armani. Кстати, к футболистам у кутюрье отношение особенно трогательное — прошлым летом с легкой руки своего приятеля Дэвида Бэкхема Джорджио Армани занялся созданием новой экипировки для английской футбольной сборной, причем совершенно бесплатно. Он себе может позволить подобную роскошь.

Сегодня империя Армани сегодня оценивается почти в два миллиарда долларов. «Моя жизнь — это работа. Конечно, рано или поздно передо мной встанет вопрос — кому передать свое дело. Но пока я не думаю о преемнике — я надеюсь, что это очень отдаленное будущее», — признается Армани и сожалеет, что не обладает еще одной жизнью. Пока что в преемницы дизайнера пророчат племянницу Роберту, руководящую работой с клиентами в PR- департаменте компании. Но дядя не спешит перекладывать на ее хрупкие плечи такую отвественность.

«Мода — это жесткий мир, в котором приходится много вкалывать. И хотя со стороны многим она кажется миром необузданного веселья, на самом деле это адский труд», — горестно обронил как-то он. А кому, как не ему, уже тридцать лет стоящему на вершине это знать?

Ирина Петрова

№ 324 2004-07-09

"Русский курьер"

*