«Это последний этап превращения НТВ в обычный государственный канал, — заявляет глава Союза журналистов Игорь Яковенко. — Теперь телезрители могут выбросить пульты за ненадобностью, потому что все каналы будут одинаковы».

Последнее независимое политическое ток-шоу, еще сохранившееся на российском телевидении, закрыто — это усиливает беспокойство относительно ужесточения контроля президента Путина над электронными СМИ в стране.

Сегодня передача «Свобода слова» последний раз выйдет в эфир на канале НТВ: это происходит всего через четыре дня после увольнения прежнего главы телекомпании.

По словам источников из НТВ, решение о закрытии передачи было принято Владимиром Кулистиковым, бывшим руководителем информационных программ на государственном телеканале «Россия». Он возглавил НТВ а понедельник, после того как «Газпром» — государственная газовая компания, владеющая телеканалом с 2001 г. — уволил его предыдущего руководителя.

«Свобода слова» выходила каждую пятницу после вечернего выпуска новостей; вел передачу Савик Шустер, бывший руководитель московского бюро Радио «Свобода», часто выступающий с критикой в адрес Кремля.

Как утверждают наши источники, во вторник г-н Кулистиков сообщил г-ну Шустеру о закрытии передачи и предложил ему пост заместителя генерального директора, отвечающего за документальное кино. «Это очень неприятный сигнал. Это означает, что все электронные СМИ попадут под политический контроль», — заявил корреспонденту «Times» один из источников из НТВ.

Г-н Кулистиков отклонил нашу просьбу об интервью. В заявлении, размещенном на вебсайте НТВ он утверждает, что еще не принял окончательного решения о том, какие программы будут закрыты, но хочет повысить рейтинг телекомпании за счет ряда новых передач. «НТВ остается независимым каналом общественно-политического информационного вещания», — подчеркнул он.

В своей прежней должности на канале «Россия» Кулистиков отвечал за некритическое, в лучших советских традициях, освещение деятельности президента Путина; как утверждают наблюдатели, это было неотъемлемым элементом кампании по обеспечению его победы на мартовских президентских выборах.

Большинство россиян узнают новости именно из телепередач; при этом только три канала в стране вещают на все 11 часовых поясов — НТВ, «Россия», и Первый канал. Последние два принадлежат государству.

«Это последний этап превращения НТВ в обычный государственный канал, — заявляет глава Союза журналистов Игорь Яковенко. — Теперь телезрители могут выбросить пульты за ненадобностью, потому что все каналы будут одинаковы».

НТВ, основанный медиа-олигархом Владимиром Гусинским, в 1990е гг. завоевал репутацию «острого» независимого телеканала, особенно из-за освещения войны в Чечне.

Однако с 2001 г., когда г-н Гусинский попал в немилость к президенту Путину и эмигрировал, а НТВ попал в собственность «Газпрома», его независимость неуклонно подрывается.

В прошлом году, после того, как г-н Путин подверг критике освещение телеканалом истории с захватом заложников в московском театре чеченскими мятежниками, «Газпром» освободил от занимаемой должности тогдашнего руководителя НТВ Бориса Йордана.

В прошлом месяце НТВ уволил популярного ведущего информационных программ Леонида Парфенова и закрыл его передачу после того, как тот взял интервью у вдовы бывшего президента Чечни, убитого в Катаре российскими агентами в феврале этого года.

По словам г-на Парфенова, его удивило решение о закрытии «Свободы слова». «Этого я не ожидал, — заявил он. — Теперь на телевидении не осталось свободных СМИ, поскольку все общенациональные каналы принадлежат государству. «Газпром» — всего лишь псевдоним».

Источники из НТВ не склонны думать, что гнев Кремля вызвала какая-то конкретная передача г-на Шустера, однако он несколько раз подходил слишком близко к запретной черте.

1 июля он подверг критике пропутинскую партию «Единая Россия» за отказ прислать своего представителя для участия в дискуссии о непопулярном проекте правительства по замене социальных льгот для пенсионеров и ветеранов денежными выплатами.

В прошлом месяце он поставил под сомнение решение московских властей об участии в конкурсе на проведение Олимпийских игр 2012 г., в период, когда денежные средства необходимы для финансирования здравоохранения и пенсионной реформы. Мэр Москвы Юрий Лужков отреагировал на это вопросом, почему ведение популярной общественно-политической передачи поручено «гражданину иностранного государства».

Г-н Шустер эмигрировал из СССР в 1971 г., получил канадское гражданство, но в конце 1980х гг., вдохновленный горбачевской политикой гласности, вернулся в Россию. Сегодня многие из его коллег опасаются, что Кремль «переводит стрелки» назад.

Г-н Яковенко отмечает: «Некоторые небольшие газеты не принадлежат государству, но и они начинают вводить самоцензуру. Они не затрагивают Чечню, коррупцию в Кремле или действия Путина, потому что не хотят последовать за НТВ».

Джереми Пэйдж (Jeremy Page)

The Times 09 июля 2004

ИноСМИ.Ru

09 июля 2004, 12:55

ИноСМИ.Ru

*