Кризиса в банковской системе нет, — сказал в среду глава Банка России Сергей Игнатьев. По его мнению, есть только частная проблема Гута-банка и банка «Диалог Оптим». У других проблем нет, отметил Игнатьев, и тут же зачем-то особо упомянул, что проблем нет у Альфа-банка.

Между тем, тысячи вкладчиков мечутся по конторам нескольких банков и в панике снимают деньги со счетов. Вкладчики Альфы сняли сто миллионов долларов, вкладчики Гуты — более миллиарда рублей. Международная система Visa отказалась обслуживать держателей карточек Visa, выданных Гута-банком. Что должен делать человек, оказавшийся в эту отпускную пору за границей с такой картой и без наличных денег (нас ведь уже убедили, что с мешком наличных ездят только дикари)? Поможет ли ему соображение о том, что кризиса нет?

Игнатьев также постарался утешить публику сообщением, что нет никакого «черного списка» банков, подлежащих закрытию.

Это скорее всего правда. Но это не значит, что не пополнится в ближайшее время список банков, уже закрывшихся. Представитель Deutsche bank заявил, что процессы, происходящие в банковской системе РФ, могут затронуть тридцатку крупнейших банков. По мнению крупнейшего банка Германии, поток негативной информации может дать начало оттоку средств из частных банков в государственные, и это может затронуть и такие крупные банки, как Альфа. Западные банкиры не устают заявлять о поддержке процессов реструктуризации российской банковской системы. Однако время от времени прорывается подавленный вздох: уж больно неуклюже почему-то осуществляется этот необходимый процесс.

Банк России не бездействует. Игнатьев сообщает о подготавливаемом снижении нормативов отчислений в фонд обязательных резервов (тут нельзя не вспомнить, сколько было протестов, когда эти нормативы увеличивали). И даже лично успокаивает вкладчиков Гута-банка информацией о переговорах на тему покупки Гута-банка Внешторгбанком, что должно восстановить платежеспособность Гуты. Банк России сам ведет эти переговоры и предлагает Внешторгбанку финансовую поддержку. Как говорится, «невеста согласна», то есть о согласии объявили акционеры Гута-банка. Про согласие Внешторгбанка пока не слышно.

Толкуют также про обсуждение в Думе законопроекта про гарантирование частных вкладов. Но вряд ли обещаниями утешились вкладчики Гуты — а уж про Содбизнесбанк, с которого всё началось, нечего и говорить. И уж совсем глухим молчанием ответственных лиц окружена главная, подлинно кризисная проблема: затор межбанковского кредитования (см. комментарий «О чем молчал ЦБ» во вчерашнем номере «РК»). Тут уж беда не только держателей банковских вкладов и не только проблемных банков. Миллионы работников вполне благополучных в финансовом отношении предприятий не могут во-время получить зарплату, поскольку эти предприятия не получают свои деньги от вполне благополучных банков.

Большинство людей, не занимающихся финансами специально, услышав слова «межбанковский кредит», спросят: а что это такое? Мы говорим про свои деньги: «лежат в банке», не задумываясь о том, что «лежать» они там не могут. Случись так, банк не заплатит никому процентов и со временем лопнет. Деньги там текут, и от бесперебойности движения чужих денег зависит успех любого банка. Та же группа Альфа-банка имеет 5,9 миллиарда долларов активов, 3,6 миллиарда в кредитном портфеле, но всего 547 миллионов долларов собственного капитала. Чтобы не отвлекать средства от крупных долгосрочных кредитов, дающих главную прибыль, любой банк должен иметь возможность «перехватить» на несколько дней некоторую сумму у коллег для текущих операций. Для этого коллегам требуется испытывать к данному банку такое же доверие, какое необходимо рядовому вкладчику, решившему отнести свои кровные в банк. А какое может быть доверие, когда один крупный банк на днях неожиданно прикрыли, пара других лопнули сами, еще один зашатался?

Еще месяц-другой назад на вопрос неспециалистов, возможен ли сейчас такой банковский кризис, как в 1998 году, экономисты уверенно отвечали: нет, сейчас же другая ситуация, денежные закрома России полны как никогда прежде. Вот и сегодня нам напоминают, что золотовалютные резервы Банка России достигли заоблачной суммы в 88 миллоиардов долларов, а на счетах коммерческих банков России — 223 миллиарда рублей. Да что толку, если они боятся эти деньги друг другу давать?

Можно только догадываться, как банковская система России умудрилась споткнуться на ровном месте. Очень трудно поверить, что всё сводится к череде случайностей и непреднамеренных ошибок. Очень может быть, что были и чьи-то вполне преднамеренные действия, имеющие целью захват чужой собственности. Пока трудно сказать — чьи именно. Некоторое время общество склонно было верить, что надо только укрепить «вертикаль власти», усмирить местнические интересы — и всё будет в порядке. Укрепили, регионы выстроены по стойке «смирно». Но частные интересы никуда не делись, только теперь правят бал интересы не региональные, а клановые, реализуемые скрытно.

Почему же те, кто расшатывает денежно-кредитную систему, не боятся утопить весь корабль под названием «Россия»? Не исключено, что дурную шутку с нами сыграли как раз финансовые успехи последних лет: показалось, что такой могучий корабль уже всё может.

Всё это заставляет вновь вспоминать поучительную историю «Титаника», не зря ставшую подлинным символом новой эпохи. Большой и мощный корабль не стал менее уязвимым оттого, что он большой и мощный. В государственном корабле стало больше сложных агрегатов — об иных политики даже не подозревают. Более трудным стал процесс управления, возросла возможность ошибок.

Отто Лацис

«Русский курьер»

№ 324 2004-07-09

"Русский курьер"

*