Международному джазовому фестивалю, проходящему в эти дни в Монреале, исполнилось четверть века. Подходящее время оглянуться назад. Первый монреальский джазовый фестиваль 25 лет назад организовали двое молодых любителей музыки. Устроили они это просто от скуки — искали, чем бы заняться летом.

На успех Андре Менарда и Алена Симарда мало кто рассчитывал, никто не одобрил начинание и никто их не поддерживал. Приятелям говорили, что джазовый фестиваль в Канаде вряд ли станет популярным.

В затею не верили ни друзья, ни правительство. Когда Ален Симард попросил у федеральных властей финансовую помощь на организацию первого фестиваля, убеждая чиновников, что на праздник джаза соберутся тысячи любители музыки, они откровенно смеялись над ним.

У первого монреальского фестиваля, продолжавшегося лишь два дня, было всего 12 тысяч зрителей. «Нас просто съели тогда комары, но публика не расходилась и мы играли», — вспоминает о первом фестивале джазовый музыкант Рей Даус.

Самый-самый…

Теперь же джазовый праздник в Монреале, считается одним из самых крупных в мире музыкальных фестивалей. Он продолжается 12 дней, на 20 площадках за это время проходит 500 концертов.

В этом году, подсчитали организаторы, фестивальные шоу увидят более двух миллионов любителей джаза из Соединенных Штатов, Европы и Японии, что делает монреальский фестиваль самым посещаемым в мире.

Фестиваль за эти годы из просто музыкального события превратился в социальный феномен. Он стал стартовой площалкой для многих музыкантов — именно в Монреале публика открыла для себя такие имена, как Уинтон Марсалис и Колин Джеймс. А знаменитая Диана Кролл, открывавшая нынешный юбилейный джаз-праздник, выступая в Монреале в 1995 году, была практически никому не известна.

«Это самый лучший фестиваль в западном полушарии. Всем это известно, — заявил журналистам Ларри Кориэллl, «джазовая икона» из Техаса. — Мы счастливы быть здесь».

Грандиозность и интим

От других подобных фестивалей монреальский, по мнению критиков, отличает то, что он с одной стороны столь грандиозный, с другой, — очень камерный, почти интимный. Концерты могут проходить не только на огромных открытых площадках, но и в уютных барах почти в семейной атмосфере.

Другой отличительной чертой здешнего фестиваля стала новизна и эксперименты — всякий раз здесь можно услышать музыку, которую не слишком часто исполняют в Северной Америке. К примеру, в этом году контрабасист Чарли Хейден собирается играть с четырьмя разными оркестрами по собственному выбору.

А еще этот фестиваль — это удивительная комбинация великолепной музыки, самого Монреаля с его ресторанами и музеями и лета, которое приходит в город вместе с джазом. Каждый, кто живет здесь, знает, что Монреаль зимой и летом — это, как сказали бы в Одессе, две большие разницы.

Зимой город ждет, а летом живет. В фестивальные недели можно с утра до ночи бродить по городу, переходя с одной площадки на другую, общаться с людьми, которые всегда приветливы и сдержанны даже в большой толпе, и получать от этого огромное удовольствие.

Людмила Белецкая

Для bbcrussian.com, Торонто

06 июля 2004 г., 20:28 GMT 00:28 MCK

bbcrussian.com

*