Заявки на 60 казанских региональных реактивных самолетов «Ту-324» поступили в кабмин республики от российских и зарубежных авиакомпаний. Авиаперевозчиков прельстила не только невысокая цена «тушки» (предполагаемая ее стоимость — от 15 до 18 миллионов долларов) по сравнению с зарубежными аналогами, но и то, что она вобрала в себя все самое лучшее, что есть в отечественной науке (достижения КБ имени А.Н. Туполева) и аэродинамике.

В правительстве республики, по заданию которого российские конструкторы разрабатывали «тушку», убеждены, что спрос на нее будет расти. Еще несколько лет назад на международной выставке в Лондоне, где демонстрировался ее макет, некоторые страны изъявили желание приобрести казанский самолет.

Но и российские авиакомпании, имеющие на внутренних линиях морально и физически устаревшие «Ту-134» и «Як-40», остро нуждаются в новых воздушных судах. По данным института гражданской авиации, к 2010 году отечественному рынку понадобятся 260 региональных лайнеров, а к 2015 году — 560. Однако сроки серийного производства самолета «Ту-324» в КАПО имени Горбунова затягиваются: авиастроителям не хватает денег на завершение его освоения. Ведь если лайнер еще даже и не сертифицирован, говорить о поставках его российским и зарубежным компаниям преждевременно.

Пока в разработку и освоение «тушки» и ее систем вложено 120 миллионов долларов, а общая стоимость ее создания была оценена конструкторами в 330 миллионов. Где взять деньги, чтобы самолет поставить на крыло? В 2001 году, когда стало известно, что Татарстану, как и всем регионам-донорам, придется перечислять большую часть налогов Москве, в кабмине поняли, что одной республике самолет не потянуть. В Москве пообещали финансирование с 2002 года. Российское правительство даже включило самолет в федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники в России в 2002 — 2010 годах и на период до 2015 года», тем самым подтвердив приоритетность казанского лайнера. Но недолго федеральный центр поддерживал отечественного авиастроителя. В этом году из федерального центра не поступило ни рубля на освоение «Ту-324».

— Мы работаем над самолетом своими силами, — говорит советник премьер-министра РТ по делам машиностроения, оборонной промышленности и конверсии Назир Киреев. — И раньше 2006 года провести его сертификацию не удастся.

…Только вот как бы заказчики не разбежались, пока в кабмине ведут переговоры с правительством РФ о перечислении денег. Говорят, что на Украине вот-вот построят приемлемый по цене региональный «Ту-334».

Валентина ПАХОМОВА

07.07.2004

Вечерняя Казань

*