Платить за действия против когда-то образцового предприятия приходится акционерам – и самой России. Одно время казалось, что утечка капитала из России наконец остановлена, но скандал с ЮКОСом дал ей новый импульс: по информации Центрального банка, с апреля по июнь 2004 года за границу было выведено 5 млрд долларов – столько же, сколько в самые непокойные времена Ельцина.

Все попытки оказались безрезультатными. Виктор Геращенко, председатель совета директоров нефтяного концерна ЮКОС, хотел дозвониться влиятельным российским политикам, чтобы переговорить с ними и предотвратить возможное банкротство концерна. Но ни премьер-министр Михаил Фрадков, ни министр финансов Алексей Кудрин, ни Дмитрий Медведев, глава кремлевской администрации, Геращенко так и не перезвонили.

Геращенко стал председателем совета директоров ЮКОСа только 24 июня. Очевидный расчет: человек, опытный в интригах, много лет возглавлявший российский Центральный банк, найдет компромисс с Кремлем. Оптимисты доказывали, что Кремль на это пойдет, ссылаясь на высказывания президента Владимира Путина и его министра финансов Алексея Кудрина от 17 и 21 июня. Те утверждали, что российское правительство не заинтересовано в банкротстве ЮКОСа. Однако действия Кремля свидетельствуют об обратном.

Когда в четверг на прошлой неделе Геращенко пытался договориться о начале переговоров, судебные исполнители и налоговики явились в ЮКОС, чтобы взыскать задолженность по налогам в размере 2,8 млрд евро.

По собственным данным ЮКОСа, у него на счетах имеется только 800 млн евро. Поэтому руководство ЮКОСа предложило оплатить долг 35-процентным пакетом акций нефтяной компании «Сибнефть», рыночная стоимость которого составляет почти 4 млрд евро. Однако налоговики, которые подчиняются министру финансов Кудрину, отказались от предложения, разумного также с точки зрения аналитиков.

«Теоретический шанс»

Вместо этого они дали ЮКОСу пять рабочих дней – до среды этой недели – чтобы оплатить задолженность по налогам, что стало еще одним шагом в направлении банкротства. В то же время заместитель министра финансов России Сергей Шаталов во вторник сказал, что правительство может принять решение о предоставлении ЮКОСу отсрочки по погашению задолженности. При этом Шаталов оговорился, что это его «личное мнение» и данный сценарий лежит в плоскости «теории».

В тот же прошлый четверг налоговая служба выставила ЮКОСу еще один счет – на 2,75 млрд евро, на этот раз по задолженности за 2001 год. Требование о доплате налогов за 2002 года еще впереди. Одновременно власти арестовали счета ЮКОСа в российских банках. Затем в субботу более 40 человек пришли в штаб-квартиру ЮКОСа, где конфисковали документы и компьютеры.

«Фактически все идет к тому, чтобы прекратить деятельность концерна», – резюмировал председатель совета директоров Геращенко.

Финансовый глава ЮКОСа Брюс Мизамор в начале этой недели зашел еще дальше. «Есть только один человек в этой стране, кто должен нести ответственность, – господин Путин. Он начал выяснение по этой проблеме, и только он может ее решить», – сказал он.

Ведь никто, кроме главы Кремля, не мог дать в марте 2003 года команду начать войну со ставшей, с точки зрения Путина, слишком могущественной в политическом плане империей ЮКОС и с ее учредителем и основным владельцем Михаилом Ходорковским.

Главной целью Кремля, по единогласному мнению аналитиков и московских газет, является не банкротство ЮКОСа, а перевод концерна под контроль государства или компании, близкой к государству. Но даже после восьми месяцев пребывания в тюрьме Ходорковский еще не дал понять, что он к этому готов. Поэтому Кремль продолжает свою кампанию – и готов пойти на банкротство ЮКОСа.

Международный банк реконструкции и развития предостерегает

Платить за действия против когда-то образцового предприятия приходится акционерам – и самой России. Одно время казалось, что утечка капитала из России наконец остановлена, но скандал с ЮКОСом дал ей новый импульс: по информации Центрального банка, с апреля по июнь 2004 года за границу было выведено 5 млрд долларов – столько же, сколько в самые непокойные времена Ельцина.

Главный экономист Международного банка реконструкции и развития в России Кристоф Рюль уже предостерегал Россию от возможных отрицательных последствий дела ЮКОСа. Есть опасность, говорил он, что экономическая стабильность будет подорвана.

С момента ареста Ходорковского рыночная капитализация ЮКОСа упала примерно на 15 млрд долларов. В связи с событиями вокруг ЮКОСа другие предприятия тоже понесли потери: Только с апреля фирмы, чьи акции котируются на московской бирже РТС, обесценились на 55 млрд долларов.

Поэтому крупные немецкие предприятия требуют скорейшей встречи с российским правительством. Это вытекает из письма инвестиционных компаний, адресованных российскому президенту Владимиру Путину. Инвестиционные компании, по их собственным утверждениям, уже понесли в связи с делом ЮКОСа большие потери.

Однако тема гарантий возврата кредитов, выданных немецкими банками ЮКОСу, по данным федерального правительства, не будет обсуждаться во время визита федерального канцлера Герхарда Шредера в Москву. В четверг Шредер прибудет в российскую столицу с однодневным визитом, во время которого он, в частности, собирается встретиться с Путиным.

Frankfurter Rundschau Флориан Хассель

14:48 07 июля

Переведено 07 июля 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*