Память о Диане может примирить Виндзоров и Спенсеров
Мемориальный фонтан в память принцессы Дианы открылся в лондонском Гайд-парке. Семьи Виндзоров и Спенсеров, отношения между которыми, мягко говоря, оставляют желать лучшего, собрались вместе впервые со времени похорон принцессы в 1997 году.
Королева Елизавета II назвала покойную «замечательной личностью, имевшей необыкновенное влияние на окружающих».
В сентябре 1997 года, во время траурной церемонии в Вестминстерском аббатстве, брат Дианы граф Спенсер произнес речь, в которой явно сквозила антипатия к бывшему зятю и его матери.
Особое недовольство королевского дома вызвало обещание графа позаботиться о воспитании сыновей Дианы, принцев Уильяма и Гарри, с тем, чтобы их души «открыто пели», как хотела их мать, а не были всецело «подчинены долгу и традиции».
Кроме того, брат покойной демонстративно назвал Спенсеров «мы, ее родная семья».
Спустя несколько лет Спенсеры открыли музей принцессы Дианы в Альторпе, поместье, где она выросла и где была погребена. Двор расценил это как спекуляцию на ее памяти.
Масла в огонь подлило дело Пола Бэррелла, бывшего дворецкого Дианы, обвиненного в краже ее личных вещей.
Спенсеры настаивали на предании его суду. Мать покойной Фрэнсис Шанд Кидд и ее сестра Сара Маккоркодейл выступили со свидетельскими показаниями.
Виндзоры же явно не хотели открытого разбирательства. В конце концов показания королевы решили дело в пользу бывшего слуги, который был оправдан в ноябре 2002 года.
Взаимная неприязнь вновь проявилась в июне этого года, когда скончалась мать Дианы.
Принцы Уильям и Гарри были на похоронах бабушки, но их отец, принц Чарльз, отсутствовал.
Возможно, церемония поможет двум семьям забыть старые обиды — хотя бы внешне.
Разумеется, более всего это нужно молодым принцам, в чьих жилах течет кровь и Виндзоров, и Спенсеров.
Леди Диана Спенсер, в браке принцесса Уэльская, вышла замуж за наследника британского престола принца Чарльза в 1981 году, развелась с ним в 1996 и через год погибла в автокатастрофе в Париже.
Вместе с ней разбился ее сердечный друг, Доди аль-Файед, сын египетского мультимиллионера и владельца престижного лондонского универмага «Хэрродс».
Фонтан в Гайд-парке, по замыслу автора, американского архитектора Кэтрин Густафсон, должен отражать трагическую и противоречивую жизнь покойной.
Он представляет собой овальное кольцо длиной 80 и шириной 50 метров, сложенное из 545 глыб корнуэльского гранита и напоминающее гигантское ожерелье.
Фактически это не фонтан, поскольку струи не бьют вверх, а текут по гранитному руслу в противоположных направлениях. Два потока, символизирующих счастье и боль в жизни принцессы, наталкиваются на препятствия, падают с каменных уступов, бурлят, и, в конце концов, встречаются в маленькой заводи, символизирующей вечное успокоение.
Внутри овала находится игровая площадка для детей.
Конкурс на лучший проект был объявлен в 1999 году. Комитет, возглавляемый личным другом Дианы Розой Монктон, рассмотрел 10 тысяч заявок.
Незадолго до смерти мать Дианы, Фрэнсис Шанд Кидд, говорила, что хотела бы чего-то «более величественного».
Архитектор Густафсон в ответ заявляет, что желала прежде всего отразить простоту и человечность покойной.
Строительство началось в июне 2003 года и обошлось в 3,6 млн. фунтов стерлингов.
06 июля 2004 г., 11:44 GMT 15:44 MCK
*