Знаменитая Грушинская поляна в этом году по сравнению с прошлым приняла гораздо меньше людей. Повлияли на это как неблагоприятный прогноз погоды, так и опреде¬ленная угроза терактов, о которой говорили немало. Поразительным для ветеранов фестиваля в связи с этим стало отсутствие какой-либо борьбы за места в вечерних электричках, отправлявшихся с платформы имени Грушина в сторону Тольятти в воскресенье.

Зато значительно выросла доля людей, приехавших только для того, чтобы «отдохнуть за бабки». В этом году к их услу¬гам были предложены такие удобства цивилизации, как душ и баня.

Интересной (и подленькой) оказалась в этом году политика организаторов по отношению к потребителям спиртных напитков. Если вносить их на территорию фестиваля было по-прежнему запрещено, за чем тщательно следили сотрудники милиции, то на мини-рынке как водка, так и прочий алкоголь продавались открыто. Раза в три дороже, чем в городе. Присутствовало спиртное на «Груше», конечно, и раньше. Но исключительно под прилавками. Рыночный ассортимент к тому же деградировал в сторону преобладания еды и выпивки над туристическими принадлежностями. Такими, например, как палатки, спальные мешки, фонарики…

Простых туристов и бардов откровенно вытеснили на периферию фестиваля различные компании, навязчиво заставлявшие путешествовавших по главной улице гостей Грушинского впитать в себя значительный объем рекламы. Сразу четыре сотовых оператора конкурировали здесь. За «звонком домой» выстраивались гигантские очереди. Появились и такие признаки цивилизации, как карточные таксофоны. При этом под свои нужды рекламодатели огораживали огромные площади.

Поредела прослойка панков и прочих нетрадиционно выглядящих лиц. А появившиеся на фестивале в этом году неформалы разного толка подвергались особо пристальному вниманию милиции. На традиционной «панковской» поляне, где раньше собирались толпы ободранной, грязной, пьяной и искренне верующей в идею молодежи, центр композиции представляла черная «Волга». Сами «неопанки» были одеты с иголочки и весьма дорого.

Все меньше и меньше песен, имеющих хотя бы небольшое отношение к бардовской, звучит на фестивале год от года. Хотя были на фестивале и Козловский, и Жук, и Пашюшкин, все больше появлялись раскрученные в определенных кругах исполнители, ранее не вписывавшиеся в формат «Груши». Рок, фолк, блюз, джаз — все это, конечно, хорошо. Только знать бы всем свое место.

Традиционная проблема с понтонным мостом, по которому направляются на пляж через протоку тысячи людей, так и не была решена. Вновь этот мост ломался, подвергая опасности человеческие жизни. Представители МЧС, кстати, ожидали подобного развития событий. Но эксплуатация моста не останавливалась. Хорошо, хоть обошлось без смертельных случаев.

Единственное, что оказалось в этом году организовано лучше, чем раньше, — общественные бесплатные туалеты. Как и прежде, это были деревянные помосты с дырками, но хотя бы не шатались под посетителями. Запрятали эти необходимые, но неказистые на вид здания подальше от главных улиц, по которым прогуливался народ. «Хорошо бы и всю рекламу туда же запрятать», — высказывали свои пожелания завсегдатаи фестиваля.

Главным для «Груши» всегда были люди, их общение, взаимопонимание. К сожалению, все больше и больше фестиваль превращается в популярную тусовку, отметиться на которой с целью зарабатывания порции дивидендов мечтают многие, А те, кто начинал традицию его проведения, могут лишь махнуть рукой…

Алексей Напылов,

Ирина Хевронич

ИА «АРиА»

«Тольяттинское обозрение»

6 июля 2004г., №121 (1026)

*