Три вопроса Борису Немцову ("Le Monde")
Я предвижу, что Ходорковский, которого мы считаем политическим заключенным, будет осужден на долгий срок. В этой стране деловые люди, которых власть считает «лояльными», спокойно размещают свои фонды на Лазурном Берегу, тогда как другие, воспринятые как «враждебные» власти — гниют в Матросской Тишине.
Я также предвижу, что государство установит контроль над «ЮКОСом». С самого начала целью Путина было — лишить Ходорковского всех важных источников финансирования партий и политических проектов
Борис Немцов, в прошлом Вы — вице-премьер министр (1998), в прошлом — депутат-реформатор потерпевшего поражение на выборах в 2003 году СПС, Вы входите в небольшую группу демократов и правозащитников, которые мобилизовались для того, чтобы следить за ходом процесса Михаила Ходорковского, в прошлом — патрона «ЮКОС». Каков исход этого дела, на Ваш взгляд?
— Я предвижу, что Ходорковский, которого мы считаем политическим заключенным, будет осужден на долгий срок. В этой стране деловые люди, которых власть считает «лояльными», спокойно размещают свои фонды на Лазурном Берегу, тогда как другие, воспринятые как «враждебные» власти — гниют в Матросской Тишине (тюрьма в Москве). Я также предвижу, что государство установит контроль над «ЮКОСом». С самого начала целью Путина было — лишить Ходорковского всех важных источников финансирования партий и политических проектов.
В 2000 году Вы стали одним из организаторов первой встречи между г-ном Путиным и олигархами в Кремле. Почему отношения затем испортились?
В 2000 году мы плохо знали Владимира Путина. Я не почувствовал того крайнего недоверия, что он испытывал по отношению к деловым кругам. Теперь есть тотальный кризис доверия, и он взаимный. «Бизнес» сегодня убежден, что власть живет по своим правилам, которые можно назвать «петербуржскими» — со ссылкой на окружение г-на Путина — многие, входящие в этот круг — выходцы из спецслужб и из Санкт-Петербурга. Со своей стороны, Путин боится, что «крупный капитал» составит ему политическую конкуренцию.
После прецедента с «ЮКОСом», похоже, что олигархи боятся налогового контроля. Невидно, чтобы они выступали как оппозиция политической власти.
Я убежден, что спокойный порядок вещей не сохранится вплоть до парламентских выборов 2007 года и президентских выборов 2008. Может наступить реванш, и он может приобрести достаточно грубые, даже жестокие формы.
Некоторые могут решить вкладывать крупные средства в политику. Мобилизуются те, кто посчитает, что Путин оскорбил их или слишком досадил им. Это правда, контроль Кремля над телеканалами сузил пространство для маневра. Но бой будет жарким, поскольку цель Путина — чтобы никто и ничто не помешало утвердить преемника, которого он изберет. Все будет зависеть от развития экономической ситуации. Общество в данный момент ничего не хочет слышать о политике; рубль стабилен, доходы растут. Но если цены на нефть упадут, ситуация может поменяться на 180 градусов.
Натали Нугайред
Le Monde 05 июля 2004
ИноСМИ.Ru
05 июля 2004, 18:42
*