Как просто обмануть страховую компанию — сказать, что год ездил без страхового полиса ("finiz.ru")
Начиная с 1 июля в рамках закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» должна начать работать система скидок за безаварийную езду и штрафов за нарушения на дорогах (система «бонус-малус»). Год назад планировалось, что к 1 июля этого года будет создана общая база, в рамках которой страховые компании будут обмениваться информацией о поведении своих клиентов на дорогах. Системы нет, и каждой компании придется вводить коэффициенты на свой страх и риск.
Система «бонус-малус» по ОСАГО предусматривает увеличение или уменьшение стоимости полиса при перезаключении договора и является своеобразным способом поощрения или наказания водителей, считает первый заместитель гендиректора страховой группы «Межрегионгарант» Дмитрий Климов: «Что же касается информационной системы, то по нашей клиентской базе она работает давно. У нас не первый год существует единая информационная система, в которой содержатся сведения обо всех наших клиентах и происшедших с ними страховых случаях по ОСАГО». Но проблема как раз в том, что то, что можно отследить в рамках одной компании, при переходе человека в другую отследить уже невозможно.
«Отсутствие единой информационной системы создаст страховщикам преграды на пути эффективной организации процесса страхования гражданской ответственности, — говорит исполнительный вице-президент ОСАО «Россия» Геннадий Смирнов. — Но отказываться от данной системы было бы, с нашей точки зрения, по меньшей мере некорректно как по отношению к аккуратным автовладельцам, так и по отношению к коллегам-страховщикам».
За безаварийную езду в течение всего года водитель может получить скидку всего в 5%, а за две аварии, случившиеся по вине водителя, страховая компания «сдерет» с человека сумму, в 2.5 раза превышающую стоимость базового полиса. Поэтому если человек в авариях был, но не хочет платить больше, то самый простой способ уклониться от повышающего коэффициента — поменять страховую компанию и заявить при покупке нового полиса, что целый год прекрасно обходился без страховки. Тот факт, что на каждом шагу такого нерадивого водителя должны были штрафовать сотрудники ДПС, страховщика волновать не должен, он никак не может проверить, был у человека полис или нет.
По закону страховая компания, в которую человек приходит страховаться впервые, должна попросить у человека справку из страховой компании, в которой человек обслуживался раньше, — о том, насколько аккуратно он вел себя за рулем весь год. «Подобные справки — сведения об обязательном страховании — в обязательном порядке будут запрашиваться сотрудниками ОСАО «Россия» у потенциальных клиентов компании», — говорит Смирнов. Правда, он признается, что есть из этого правила исключения — например, когда лицо заключает договор ОСАГО впервые (то есть год ездил без полиса) или договор заключается в отношении вновь приобретенного транспортного средства. Поэтому налицо еще один способ уклониться от повышающего коэффициента: продать свою машину кому-нибудь из родственников — и твоя страховая история снова будет чиста.
Конечно, если обман будет раскрыт, то страховая компания вправе наказать недобросовестного клиента. Например, если страхователь меняет страховщика вследствие высокого коэффициента «бонус-малус» и утверждает, что договор страхования им заключается впервые, за страховщиком остается право досрочно расторгнуть договор страхования в одностороннем порядке без возврата части страховой премии за неистекший период страхования. Но кого-то это не испугает.
ЕЛЕНА ГОСТЕВА
01.07.2004 09:04
*