Именинники:Агриппина, Артем, Гай, Герман, Евстохий, Мстислав, Пров.

Cпозаранку тщательно парились в банях, детей водили ополаскивать к чистым родникам, затем, добротно позавтракав, шли купаться в водах. Когда топили бани, то настилали на пол траву и цветы. Парились веником из травы богородицкой и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, из мяты пахучей.

Аграфена Купальница заповедовала изгонять травами телесную нечиsтоту.

На завтрак готовили обетную кашу из толченого в ступе ячменя. Варили ее из крупы, которую собирали вскладчину — поселяне приносили ее в общий котел от каждого двора — ею же угощали нищих, калек и странников.

В ночь с 6 на 7 цветет — МногомерноЧувственным Цветом! — Папоротник, но не каждому дано тот Свет увидеть, а лишь душевно и телесно опрятным Людям, и освещает он Путь в таинственные и прекрасные Божие Мiры. И с той минуты одна у человека забота — как жизнь вокруг себя краше сделать, как помочь людям найти каждому свою неповторимую тропку к Восхождению.

В стародавние времена избы в этот день украшались венками из трав и цветов. Пели:

«Приехала Купаленка на семидесяти тележках.

Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.»

И виделось, как будто на телеге, устланной скошенной травой, охапками цветов, едет она, умытая росами, зарей-заряницей привечаемая, из семи братьев Ветровичей младшим братом Ветерком-светлокрылым неженная. Едет русская красавица Аграфена с Иваном Купалой свидеться.

Рвали и связывали чертополох и крапиву, устилали порог, втыкали в оконные щели. Чтобы предохранить и скотину, и малых ребят от порчи, деревенские бабы подрезали шиповник, рвали крапиву, чертополох и складывали немалую кучу посреди деревни. Заставляли сначала через нее прыгать ребятишек, а после прогоняли скотину. А ввечеру зажигали огонь. И уж прыгали через костер этот девки и парни, загадывали о любви и силе, здоровье и счастье.

Существовало поверье, будто бы в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев. Даже животные и травы беседуют друг с другом. Причем травы наполняются особой, чудодейственной силой. Поэтому говорили: «Сей репу на Аграфену — хороша репа будет».

Во время сева приговаривали:

«Матушка-репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка —

До Великого поста».

Существовало множество шуток, связанных с репой:

Репа да горох и сеются про воров.

Завидны в поле горох да репа, кто ни пройдет — щипнет.

Мимо девки, да мимо репки так не пройдешь.

Русская традиция

*