В последние месяцы новое поколение российских миллиардеров выбирает Лондон. Они привозят с собой огромную свиту помощников, адвокатов, советников и молодых предпринимателей. По оценкам, сегодня в Лондоне живет около 23 тыс. русских.

Менее четырех месяцев назад таинственный миллиардер выложил на аукционе 41 млн фунтов за дом номер 15 на Кенсингтон Палас-гарденс, перекрыв другие ставки, чтобы приобрести один из самых дорогих домов, когда-либо переходивших из рук в руки в Лондоне.

Все мировые богачи заволновались: этот человек не просто победил владельца «Челси» Романа Абрамовича и индийского стального магната Лакшми Миталла, но и купил дом в самом престижном месте, рядом с Кенсингтонским дворцом.

Стремясь узнать имя покупателя, проверяли даже миллиардеров из Саудовской Аравии и Америки.

Но новым владельцем дома оказался российский нефтяной магнат Леонард Блаватник.

Он влился в клуб российских миллиардеров в Лондоне, растущий почти незаметно, но приобретающий сильную базу.

Нельзя сказать, что Блаватника в Британии не знают: в 2003 году он участвовал в создании совместного предприятия BP с ТНК, что принесло ему и еще двум россиянам 2,6 млрд долларов. Но мало кто догадывался о том, что его интересы в Британии требуют столь впечатляющего физического присутствия.

Он не одинок. В последние месяцы новое поколение российских миллиардеров выбирает Лондон. Они привозят с собой огромную свиту помощников, адвокатов, советников и молодых предпринимателей. По оценкам, сегодня в Лондоне живет около 23 тыс. русских.

Тенденция началась в середине 1990-х годов, когда Артем Тарасов, первый миллионер перестройки, стал первым, кому в результате пришлось бежать. За ним последовал Борис Березовский.

Сегодня у нефтяных баронов громкие имена в Британии. Они знамениты, начиная с президента «Сибнефти» Абрамовича, Михаила Фридмана из «Альфа-Групп» и Вагита Алекперова из «Лукойла».

Но за спинами этих людей растет число менее известных, но часто не менее богатых и влиятельных персон, которые селятся в Лондоне и делают его базой своего бизнеса.

Среди российских англофилов Давид Якобашвили, президент российской пищевой компании Wimm-Bill-Dann, который, по слухам, придумал название своей компании после приятной поездки на международный теннисный чемпионат.

Еще один – стальной магнат Владимир Лисин, являющийся также президентом Российского стрелкового общества. По слухам, он потратил часть своего состояния в 3,8 млрд фунтов на спонсирование июньских соревнований по стрельбе Fitasc Sporting British, проходивших в Дорсете.

Не называются имена еще двух россиян, тайно соперничающих за старинное поместье лорда Хескета стоимостью 50 млн фунтов.

В Лондоне, благодаря богатым россиянам, растет спрос на услуги адвокатов, бухгалтеров и риэлтеров. Патрик Рамси из Knight Frank и Эндрю Лэнгтон из Aylesford стали риэлтерами россиян. По слухам, торговля у специалиста по яхтам Mayfair тоже идет бойко.

Это явление приветствуют русофилы, среди которых самые заметные – принц Кентский Майкл, лорд Оуэн и лорд Ротшильд.

Многих российских олигархов Лондон привлекает тем, что находится в центре мировых рынков, особенно рынков природных ресурсов.

Например, одной из главных связей Блаватника с Британией являются его сделки с Лондонской биржей металлов, главным мировым рынком цветных металлов, через российский алюминиевый гигант «Суал», которым он руководит с миллиардером и своим давним партнером Виктором Вексельбергом.

С этой биржей связан и Владимир Потанин, входящий в пятерку самых богатых людей России с личным состоянием, которое оценивается в 944 млн фунтов. Он является президентом «Интерроса», концерна, стоимость активов которого составляет 10 млрд долларов, а в бизнес входят «Норильский никель» и машиностроительная компания «Силовые машины».

Среди других металлических магнатов, укрепляющих связи с Лондоном, партнер Потанина Михаил Прохоров и «медный король» Искандер Махмудов. Первая российская миллиардерша Елена Батурина, владелица строительной группы «Интеко», по сообщениям, тоже наращивает связи с Лондоном, особенно с британскими инвесторами. Полагают, что у ее мужа, мэра Москвы Юрия Лужкова, есть интересы, связанные с лондонской недвижимостью.

Компании, не занимающиеся природными ресурсами, тоже открывают для себя британскую столицу. Как сообщила на прошлой неделе Sunday Times, АФК «Система», один из крупнейших российских конгломератов с активами в 5,5 млрд долларов, планирует зарегистрировать на Лондонской бирже ценные бумаги своих крупнейших подразделений уже в этом году.

Ее президент и один из самых богатых российских олигархов Владимир Евтушенков рассматривает возможность регистрации в Лондоне и на бирже Люксембурга Euronext ценных бумаг технологического подразделения компании, ежегодный объем продаж которого достигает 500 млн фунтов.

В лучших традициях Джеймса Бонда следственные органы внимательно следят за российским вторжением. Патрик Грейсон, директор небольшой детективной фирмы Grayson & Co, сказал: «Нашу индустрию традиционно используют западные компании, желающие получить информацию о российских бизнесменах и компаниях. В последние 12 месяцев все перевернулось с ног на голову: растет спрос со стороны россиян, желающих выяснить потенциальные возможности британских компаний и бизнесменов».

The Times Луиза Армитстед

17:00 05 июля

Переведено 05 июля 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*