До финального матча чемпионата Европы остались считаные дни… Это к тому, что я вас сейчас напугаю: третьего июля возобновляется чемпионат России. Честное слово, от одной этой мысли становится страшно: как приехать зимой из солнечного Египта в тридцатиградусный мороз, как после блестящей улыбками Португалии очутиться в московском метро.

Дело даже не в том, как быстро пролетел этот волшебный футбольный месяц и как долго (1 год, 11 месяцев и 4 дня) ждать следующего чемпионата — мирового в Германии. И даже не в том контрасте уровня мастерства, свидетелем которого мы вскоре станем. Просто чемпионат Европы напомнил, что футбол — это праздник. В России же… Люди плюются от игры своей команды, посещая ее матчи скорее по привычке, два часа терпят произвол и хамство милиции, уходят согласно «графику выхода с трибун», идут через унизительные шеренги из лошадей и солдат, прячут клубную атрибутику, чтобы остаться в живых: ведь вернуться с российского стадиона домой — это уже победа.

       Не каждая российская голова способна в это поверить, но… ведь может быть совсем по-другому! Когда при выходе из метро никто не орет из допотопных мегафонов: «Не останавливаться, идти дальше». Когда сразу после финального свистка судьи любой болельщик может уйти с трибуны, а не слушать «порядок выхода». Когда обыскивают не семь раз, а два — и при этом никому не удается пронести на трибуны фаеры, ракетницы, дымовые шашки и прочие непременные составляющие российского футбола. А при обыске даже не просят снимать рюкзак: открывают сами каждое отделение и (вдумайтесь) сами закрывают, и можно даже не оборачиваться — милиция не российская — значит, ничего не пропадет.

       А на лицах португальских полицейских, охранников, уж не говоря о волонтерах, словно написано: «Чем я могу вам помочь?». Что написано на физиономиях их российских коллег — сами знаете.

       Безопасность на чемпионате Европы обеспечивали 20 000 полицейских, вооруженных водяными пушками, баллонами со слезоточивым газом и оружием с резиновыми пулями. Если бы я не прочитал это на официальном сайте УЕФА, то с трудом бы поверил. Потому что в Португалии полицейских почти не было видно! Ни в Лиссабоне, ни в Порту, ни в Фару — нигде я не мог обнаружить более десятка стражей правопорядка одновременно. Понимают, что большое количество полиции служит лишь дополнительным раздражителем для агрессивно настроенных болельщиков, и куда продуктивнее держать тот же местный ОМОН вблизи стадиона, на случай инцидентов.

       И потому, наверное, в 24 матчах группового этапа их — этих инцидентов — произошло, как заявил директор турнира Антониу Ларанжу, ровным счетом… один — выбегание на поле во время матча Россия — Португалия Отара Кушанашвили. В среднем же в день полицией задерживалось по 22 болельщика, из которых 11 — за драки и беспорядки, а 9 — за незаконную торговлю билетами на матчи.

       Спекулянтом-рекордсменом стал, разумеется, россиянин (жаль, неназванный), у которого обнаружили 169 билетов на игру Россия — Португалия. Во время этого матча смотреть на сектор российских болельщиков было просто стыдно — три тысячи пустых кресел, а ведь португальские болельщики предлагали перед игрой до 300 евро за билет. Несмотря на такой ажиотаж, футбольно-туристическое агентство, распространявшее российскую квоту на билеты, умудрилось их выкупить и не продать.

       Когда я рассказывал немецким болельщикам, что минимальная цена комплекта из билетов на три матча сборной России на трибуну за воротами составляет 550 евро, те просто не верили.

       — Это невероятные цены, неужели в России живут одни Абрамовичи? — удивлялся Бернд из Дортмунда в поезде Лиссабон — Порту. — Немецкий футбольный союз распространял билеты без посредников, как у вас, и за три билета на матчи Германии я заплатил 150 евро. Конечно, количество желающих поддержать сборную превышало установленную УЕФА квоту в 20 процентов билетов для каждой страны-участницы матча. Поэтому среди всех приславших заявки была проведена жеребьевка. Не понимаю, как ваш Национальный футбольный союз может наживаться на своих болельщиках!

       Кстати, большинство билетов на матчи чемпионата Европы болельщиками (не россиянами) раскупались вообще вслепую — через интернет и задолго до жеребьевки чемпионата.

       — Мы выкупили билеты через интернет в октябре, — рассказали мне трое английских фанатов из Лидса. — Наугад выбрали четыре матча в разных городах и забронировали отели. Другого выхода нет: ведь после жеребьевки билеты на лучшие матчи достать невозможно!

       Литовец Паша приехал на чемпионат один — его друзья не смогли. Соответственно — по два лишних билета на несколько матчей, большинство из которых было куплено по номиналу в 35 евро, но специально ради того, чтобы поболеть за Россию против Испании, литовцы приобрели билеты на интернет-аукционе по 150 евро. Продать два билета Паша собирался по 200, и ради этого мы вместе пошли на центральную площадь Фару осчастливить испанских болельщиков. Не продали — дорого.

       Что называется — сравните цены. И сравните игру.

       Как-то грустно: опять надули — и с нашими деньгами, и с нашим футболом.

      

       Александр ВИШНЕВСКИЙ,

       Фару — Лиссабон — Порту — Цюрих — Москва

       01.07.2004

№ 46

1 июля 2004 г.

Новая газета

*