С предъявлением новых налоговых претензий и арестом счетов производственная деятельность некогда крупнейшей российской нефтяной компании может частично остановиться уже на будущей неделе, говорят в ЮКОСе. Не исключено, что в компании несколько сгущают краски, пытаясь подчеркнуть противоречие между нынешним положением вещей и словами президента Владимира Путина о том, что в банкротстве ЮКОСа никто не заинтересован.

Однако после ареста счетов, по нынешнему законодательству, компания лишается возможности осуществлять финансовую деятельность, в частности, оплачивать товары и услуги, обслуживать долги, выплачивать налоги и зарплаты.

Она может продолжать свою работу, но в крайне суженных рамках.

Меньше нефти?

При этом на долю ЮКОСа приходится каждый пятый баррель добываемой в России нефти и 18,5% всего российского нефтяного экспорта за первое полугодие 2004 года.

Нефтяные рынки задают вопрос, сократится ли экспорт российской нефти из-за проблем ЮКОСа.

В понедельник, то есть еще до начала нынешнего этапа «дела ЮКОСа», министр энергетики США Спенсер Абрахам заявил, что ему «не кажется, что ситуация станет причиной того, что Россия будет поставлять меньше нефти или же не сможет поставлять больше нефти в будущем».

Однако уже к концу недели настроения изменились. Цены на нефть в четверг выросли более чем на полтора доллара частично из-за намеков Саудовской Аравии, что нефтяной картель ОПЕК может и не поднять квоты добычи в июле, но частично и из-за новостей из России.

Как сказал Роберт Логлин из лондонского брокерского дома GNI-Man Financial, цены на нефть растут, «из-за всех этих страхов вокруг ситуации с ЮКОСом и очевидной угрозы снижения объемов добычи, вызванной долгами и налоговыми требованиями».

«Дело ЮКОСа» привело к тому, что лоббируемый компанией план экспорта российской нефти в Китай через Дацин остался лишь на бумаге, уступив место планам экспорта в Японию.

Теперь, если компания прекратит добычу и экспорт, эффект почувствуют не только в Пекине.

Потери

При том, что правительство «имеет полное право на свои действия, коммерческие последствия того, что оно пытается сделать, могут быть весьма серьезными — потери российской экономикой миллиардов долларов доходов от экспорта и рост нефтяных цен», — полагает Питер Бруинстроп из инвестиционного фонда APS Asset Management.

По словам представителя компании, судебные приставы требуют выплатить налоговые задолженности в течение пяти дней.

Судьба ЮКОСа зависит от того, согласится ли правительство растянуть этот срок. Но судьба инвестиций в Россию зависит от другого.

«Основное опасение заключается в том, станет ли дело ЮКОСа единичным эпизодом или частью систематической кампании. Пока нет ответа на этот вопрос, остаются проблемы с инвестиционным климатом», — полагает Кристоф Рюэль, главный экономист представительства Всемирного банка в России.

В Кремле же на встрече президента с олигархами вопрос ЮКОСа, по словам одного из ее участников, вообще не поднимался.

Александр Коляндр

Би-би-си, Лондон

02 июля 2004 г., 14:37 GMT 18:37 MCK

Би-би-си

*