Как всегда, под Рождество эксперты журнала Science назвали десять самых значительных научных прорывов этого года. Самым значительным достижением было признано обнаружение космическим зондом WMAP температурных и прочих флуктуаций в реликтовом излучении. Фактически зонд наблюдал «новорожденный» космос, такой, каким он был всего через 400 тыс. лет после Большого Взрыва.

Расшифровка древних флуктуаций показала, что мы — наши компьютеры, наша мебель, наши звезды, галактики, квазары и комары — всего лишь инородный прыщик на теле очень странного и совершенно непонятного мира. Материя, из которой все это состоит, занимает в массе Вселенной всего 4%. Еще 23% приходится на «темную материю». Предполагается, что это какие-то еще не обнаруженные учеными элементарные частицы. Остальное — еще более «темная энергия», о которой уже вообще ничего не известно.

Вторым по важности достижением эксперты журнала признали обнаружение генов, которые увеличивают риск сойти с ума — то есть заболеть шизофренией, маниакально-депрессивным психозом или просто впасть в депрессию ни с того ни с сего.

В 2003 году генетики вообще собрали уникально большую жатву позиций в топ-листе. Как и в прошлом году, все еще горячей темой остается цикл работ различных научных групп по новым функциям РНК (четвертое место). Если раньше этой молекуле отводилась важная, но все-таки второстепенная роль посредника между инструкциями, хранящимися в ДНК, и живыми клетками, которые на основании этих инструкций строятся, то теперь количество функций этого «прораба всех живых организмов» существенно расширилась. Выяснилось, в частности, что РНК управляет поведением клеток и поэтому может служить громадным подспорьем в борьбе с болезнями. Получил также значительное развитие так называемый «оптический пинцет» — своеобразный синтез физики и биологии, позволяющий следить за движением одной биомолекулы (номер пять). Открытие номер семь уже успели обозвать «этическим землетрясением». Из эмбриональных клеток мыши ученым удалось вырастить клетки спермы и яичников. С научной точки зрения это прорыв — найден неиссякаемый источник половых клеток. Но вот с этической это вопрос, пока не имеющий ответа — если вдруг кому-нибудь вздумается вырастить таким образом ребенка, то кого в таком случае следует считать его родителями? Не остался без внимания и геном человека. В 2003 году ученым удалось «прочитать» игрек-хромосому из 59 миллионов букв, ту самую хромосому, которая делает мужчину мужчиной. Правда, эта тема, похоже, покидает научный топ-лист — с триумфального первого места в 2000-м она спустилась на девятое.

Третье по важности достижение новизной, как и второе, не отличается. Ученые проанализировали метеорологические данные за сто лет и сообщили миру, что он действительно нагревается. Арктические реки, например, с 1936 года стали полноводнее на 7%.

Приоткрылась, наконец, и завеса над тайной, которая интриговала астрономов с шестидесятых годов, — имеются в виду далекие и чудовищные по мощности гамма-вспышки, которым до сих пор никто не мог найти внятного объяснения. Несколько открытий, сделанных в прошлом году и отмеченных в топ-листе Science под шестым номером, заставили ученых склониться к мысли, что эти титанические выбросы энергии есть не что иное, как свидетельства агонии массивных звезд, превращающихся в сверхновые.

Номером восемь отмечено достижение, завершившее двухлетние дебаты о «леворуких» материалах, которые преломляют свет в другую сторону, нежели нормальные. Кое-кому из физиков это показалось спорным, и споры эти длились до прошлого года, пока сразу нескольким группам ученых из разных стран не удалось получить эту «леворукость», создав сплав из медных колец и проволочек.

Заключает список лучшей научной десятки цикл работ, в которых показано, что если лечить больных раком лекарствами, которые предотвращают образование в опухолях кровеносных сосудов, то в течение двух лет эти опухоли сами собой вымрут от голода.

Другими словами, каких-то особенных научных откровений, кроме разве что открытий в астрономии, прошлый год не принес.

Но вот, сразу после Нового года научно-популярный журнал New Scientist опубликовал свой топ-10. Этот журнал, не мудрствуя лукаво, просто посмотрел, какие из его статей в интернет-версии читались наиболее активно.

Имейте в виду, что New Scientist, несмотря на свою научную популярность, так же как и Science, относится к признанной элите научной прессы. Так что и Science, и New Scientist черпали научные новости практически из одного и того же котла. Только вот результаты у них получились на удивление разные.

Если, с точки зрения экспертов, прошлый год был Годом астрономии, то, по мнению читателей, это был Год секса — наиболее внимательно они читали статьи об ужасной и таинственной венерической болезни, поразившей бабуинов в Восточной Африке (номер один) и о том, что мастурбация, как выяснилось, помогает мужчинам уберечься от рака простаты (номер два).

Вообще же читались главным образом статьи, посвященные медицине и биологии. Исключение составили всего лишь три позиции. Например, на шестом месте стоит интерес читателей к падению на Землю итальянского спутника BeppoSAX в апреле 2003 года. Полуторатонный спутник падал на Землю по неконтролируемой спирали и всерьез испугал 39 стран, хотя в конце концов обломки его так и не были найдены. Заинтересовали публику и надежды на сверхбыстрый интернет будущего благодаря новому протоколу (седьмое место), а на десятом месте читательского рейтинга оказалось сообщение, которое могли бы отметить и в Science, но почему-то пропустили. Это была чистая физика — ученым удалось доказать, что гравитация, как это и следует из теории относительности, распространяется со скоростью света.

Все остальное — биология и медицина. И ни одного совпадения с топ-листом Science!

Ну разве что одно, косвенное. Если Science отметил обнаружение генов сумасшествия, то New Scientist заинтересовал своих читателей статьей на схожую, но более скандальную тему (номер пять). В феврале первооткрыватель ДНК Джеймс Уотсон высказал предположение, что глупость имеет генетическую основу и потому ее хотя бы в принципе можно лечить. Его заявление вызвало бурные споры — причем не столько в отношении реалистичности его предположения, сколько об этичности такого лечения. Шизофрения считается болезнью, а глупость — частью личности, которая, как известно, неприкосновенна.

Итак, секс против космоса, глупость против шизофрении. Чем-то это напоминает древнюю притчу о слепцах, решивших узнать, что такое слон, и начавших ощупывать его с разных сторон. Очень древнюю притчу…

Владимир Покровский # 3 (3116) 14 января 2004 г.

Независимая Газета