Каждое воскресное утро над Гарвардом раздается непривычный для западного уха перезвон — в башне над общежитием бьют 17 российских колоколов. Еще один висит в здании бизнес-школы. До 1930 года они находились в московском Свято-Даниловом монастыре. Большинство колоколов отлиты в XIX веке. Но есть и более старые — XVII века, изготовленные на деньги царя Федора Алексеевича. Советские власти сняли колокола со звонницы, однако переплавить не успели: американский предприниматель Чарльз Крейн купил их по цене бронзы и привез в Гарвард.

В декабре монахи Свято-Данилова монастыря приезжали в США на переговоры о возвращении исторического достояния. Американцы формально не против, признают огромное значение колоколов для православного монастыря. Тогда же был подписан документ, по которому Гарвард обязуется провести экспертизу технической возможности подобной операции. Монахи уверены, что имеют полное право вернуть колокола. Даже не просто привезти в Россию, а обменять на новые. «Они являются для нас важным и значимым объектом, потому что это священная реликвия, это и атрибут богослужения, — отмечает наместник Московского Свято-Данилова монастыря, архимандрит Алексий. — Колокола призывали к молитве наших предков».

Гарвардские студенты считают, что университет и монастырь имеют равные права. «Мне кажется, что мы имеем право на них. Но и русские тоже — это их история. Но фактически колокола принадлежат Гарварду», — говорит студент Гарвардского университета Джоди Келман.

Советские власти продали колокола гражданину США. Однако все в знаменитом университете признают, что как историческое достояние колокола принадлежат России. Тем более что малиновый звон так непривычен американскому уху. «Этот звук похож на то, как ребенок бьет по кастрюлям и чайникам», — смеется студент Скайлер Манн.

Многие учащиеся даже жалуются, что перезвон не дает им спать в выходные. Ведь американские звонари не умеют толком играть на непривычных инструментах. «Сами люди, которые пытаются управлять колоколами здесь, говорили, что они не умеют этого делать, — рассказывает студентка Анна Басистая. — История, культура колоколов находится в России».

В России они зазвучали бы совершенно по-другому — ведь их подбирали специально, чтобы вызванивать мелодии церковных песнопений.

*