Время собирать мусор
В настоящее время в развитых странах на душу населения ежедневно образуется от 3 до 4 килограммов бытовых отходов, а значит, в год — сотни миллионов тонн. Ни в одной стране мира проблема абсолютной утилизации мусора не решена полностью. К примеру, в Японии население не платит за утилизацию мусора, который там сжигают в весьма дорогостоящих печах. Менталитет японцев таков, что, если их заставить оплачивать из своего кармана уничтожение бытовых отходов, они будут выкидывать мусор куда попало. В Германии население не только платит, но еще и скрупулезно сортирует мусор по специально предназначенным для того или иного вида мусоросборникам.
Самый дисциплинированный народ по части утилизации мусора проживает в Австрии: жители этой страны все строго расфасовывают по специальным контейнерам. В США домашние установки по размельчению мусора и спуска его в канализацию есть буквально в каждом доме. В России проблемы с мусором испокон веков решались незатейливо — его вывозили в необитаемые места и сваливали в кучу. Практически так же дело обстоит и сейчас. Только эти места теперь называют полигонами, мусор — твердыми бытовыми отходами (ТБО). Под определение ТБО подпадают: пищевые остатки, бумага, картон, древесина, текстиль, стекло, кожа, резина, камни, старая мебель, бытовая техника. Словом, все то, от чего мы освобождаем свои дома, уже нимало не заботясь о том, что со всем этим хламом будет дальше. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд тонн твердых отходов, причем токсичных из них более 1,4 млрд тонн. Только под свалки и полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) ежегодно официально отводится около 10 тысяч гектаров земель.
Каждый год на территории России образуется около 7 млрд тонн всех видов отходов, из которых в той или иной мере используется лишь 2 млрд тонн. Самым распространенным методом утилизации до настоящего времени остается захоронение 90% несортированных отходов на свалках и полигонах, занимающих площадь свыше 40 тысяч га. При этом ежегодно из общей мусорной массы закапывается до 90% полезной продукции: около 9 млн тонн макулатуры, 1,5 млн тонн черных и цветных металлов, 2 млн тонн полимерных материалов, 10 млн тонн пищевых отходов, 0,5 млн тонн стекла. Не отстает в деле пополнения мусорных запасов Отчизны и Екатеринбург. Как сообщил заместитель директора ЕМУП «Спецавтобаза» Михаил Ляшенко, только в прошлом году предприятием из города было вывезено и захоронено 3,2 млн кубических метров бытовых отходов общим весом 650 тыс тонн.
Всего в Свердловской области находится 740 полигонов ТБО, которые занимают площадь в 1 300 га. Из них только 50 построено по утвержденным проектам, всего 92 имеют техническое оснащение. Ни одна из свалок не оснащена площадкой для взвешивания мусора, все свалки общедоступны, то есть не имеют ограждений. Большинство кладбищ отходов уже давно не соответствует никаким санитарно-эпидемиологическим требованиям. Почти все они превратились в экологически опасные объекты: горы мусора выделяют угарный газ, метан и другие неприятные соединения. Плюс болезнетворные микроорганизмы, плюс вечные спутники свалок — грызуны. В планы Европейского Сообщества на 2010 год входит полный запрет на открытие новых полигонов для захоронения ТБО. В то же время планируется увеличить долю предприятий, ориентированных на их сжигание и переработку.
В 80-х годах появились первые заводы термической обработки мусора, или, как их еще называют, мусоросжигательные заводы (МСЗ). Поначалу их деятельность казалась едва ли не панацеей от надвигающейся «мусорной беды». Мало того, что сжигание позволяло уменьшить объем отходов от 2 до 10 раз, появилась реальная возможность использовать тепло, вырабатываемое при сжигании, для получения относительно недорогой электроэнергии. Но в скором времени выяснилось, что все положительные моменты, присущие термической обработке ТБО, меркнут перед тем фактом, что во время сжигания происходит довольно мощный выброс в атмосферу множества вредных веществ. При сжигании твердых бытовых отходов в дымовых газах накапливается значительное количество токсичных хлорсодержащих компонентов — диоксинов и фуранов. Эти синтетические яды появляются при температуре 250 — 800°С и образуют большую группу химических соединений, опасных не только своей токсичностью, но и способностью оставаться в окружающей среде, не разлагаясь в течение как минимум 10 лет.
Несмотря на существующие проблемы, мусоросжигательные заводы действуют сегодня в 20 странах мира. В это число входит и Россия, хотя доля, приходящаяся на переработку отходов посредством МСЗ, по сравнению с ведущими странами невелика, всего около 2%. Лидируют же в этой области такие государства, как Франция, Германия, Япония и Австрия. На их долю приходится более 40% ТБО, подвергающихся термической обработке.
В мировой практике существует еще один способ утилизации твердых бытовых отходов — биотехнологический, представляющий собой компостирование мусора. Суть его заключается в биохимическом процессе разложения органической части ТБО микроорганизмами. Для компостирования, то есть биотермической переработки легкогниющих веществ в органическое гумусообразное удобрение, необходимо три момента: сырье, аэробные микробы и время. Планы построения подобного перерабатывающего завода вынашивались и в Свердловской области. Как сообщил начальник отдела министерства строительства и ЖКХ Свердловской области Рудольф Герцев, предполагалось в качестве работяг, перерабатывающих отходы в благородный гумус, использовать особый вид калифорнийских червей.
Но из-за недостаточного финансирования проект сегодня заморожен. Самым слабым местом биотехнологии является наличие таких неразлагающихся компонентов, как цинк, медь и свинец, загрязняющих почву и грунтовые воды. Подобная технология утилизации мусора используется такими странами, как Франция, Швеция и Нидерланды, большего же распространения она пока не получила. Известен случай, когда на несколько недель остановил свою работу завод по утилизации бытовых отходов в Шотландии после похищения сразу 50 тысяч дождевых червей стоимостью 5 тысяч фунтов, мирно трудившихся там над созданием органических удобрений.
Чистота стоит денег
Применение технологий высокой переработки мусора остается пока для России делом весьма отдаленного будущего. В первую очередь в силу дороговизны. Если, предположим, москвичи платят за вывоз 1 кубического метра мусора 12 рублей, то его переработка на одном из московских заводов обходится уже в 30 долларов за тот же кубический метр. В результате ежегодно мэрия Москвы выделяет из бюджета 3 млрд рублей на мусорный передел. Ясно, что большинству регионов такие траты непосильны. Во-первых, переработка мусора достаточно энергоемкий процесс, во-вторых — немало стоит и техника для утилизации.
Например, оборудование производства нижегородского ОАО «Дробмаш» по переработке строительных отходов в щебень, который затем может быть использован для дорожных работ, стоит 4 млн рублей. А линия производства итальянской компании «МакПресс» по разбивке бытового мусора на фракции — бумагу, стекло, пластик, металл, позволяющая перерабатывать до 100 тыс. тонн ТБО в год, стоит около 21 млн рублей. Стоимость отечественной линии по переработке автошин — около 15 млн рублей. Производительность линии 6 тыс. тонн в год. Подобное оборудование предназначено для измельчения шин в мелкую крошку, которая затем используется для производства кровельных материалов, беговых дорожек, железнодорожных переездов. Линия по переработке деревянных отходов в топливные гранулы стоит примерно 20 млн рублей.
ЖКХ спасет частник
Опыт переработки ТБО в России и зарубежных странах показывает, что не существует какого-либо единого универсального метода, удовлетворяющего современным требованиям экономики и ресурсосбережения. Фактически конкретно для каждого региона и поселения метод переработки ТБО должен выбираться, исходя из местных условий. Однако централизованная государственная система учета, сбора и использования вторичных ресурсов отсутствует. При переходе к рыночной системе хозяйствования не были созданы условия, которые стимулировали бы утилизацию. Не существует ни федеральной, ни региональных программ переработки существующих и будущих мусорных завалов. Соответственно, отсутствует и финансирование.
По оценкам специалистов, через два с половиной года объем образующегося в крупных городах мусора может увеличиться вдвое. По мнению председателя постоянной комиссии Законодательного собрания по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Санкт-Петербурга Михаила Амосова, необходимо демонополизировать сферу деятельности, связанную со сбором, вывозом и утилизацией отходов. Михаил Амосов полагает, что в этой сфере возможна и необходима конкуренция. Обращение с отходами требует больших инвестиций, но для того, чтобы инвесторы смогли прийти в эту область, они должны понимать правила игры и знать, что их на этом рынке ждет.
В начале июня Госдума РФ на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания». Документ поддержали единогласно 349 депутатов. Целью данного закона является привлечение инвестиций для использования, реконструкции, модернизации или создания нового муниципального имущества в коммунальном комплексе, в который входят системы тепло-, газо- и водоснабжения, низкого давления, канализации, городской общественный транспорт, благоустройство, утилизация бытовых отходов.
В законопроекте оговаривается, что муниципалитет может передавать объекты ЖКХ в управление частным организациям на правах аренды, доверительного управления и подряда. Кроме того, предприятия коммунального хозяйства могут передаваться в эксплуатацию частным компаниям без каких-либо инвестиционных обязательств с их стороны. Возможно, приход частного капитала в ЖКХ поможет избежать превращения России в гигантскую свалку.
30 Июня 2004 г.
Источник: Деловая газета «Капитал»
*