В Самарской области создана действенная система управления льготным лекарственным обеспечением населения
Губернатор Самарской области Константин Титов контролирует систему льготного лекарственного обеспечения населения области. На недавнем совещании с членами Правительства министр здравоохранения Галина Гусарова выступила с отчетом о положении дел в этой сфере.
В соответствии с действующим законодательством право на льготное лекарственное обеспечение в нашей области имеют 658250 человек, или 20% населения губернии. По сравнению с другими территориями Приволжского федерального округа, затраты Самарской области на эти цели значительно выше. Так, например, на 2003 год из всех видов источников было запланировано 686,7 млн. руб. Львиную долю составили средства областного бюджета – 571 млн. руб. Из пенсионного фонда РФ и федерального бюджета – соответственно 93 и 22,7 млн. рублей. В среднем на одного льготника в 2003 году в нашей области предусматривалось 1180 рублей. Для сравнения: на втором месте после нашего региона по этому показателю – Пермская область – 570 рублей на 1 льготника, то есть в 2 раза меньше.
Льготное лекарственное обеспечение на территории области осуществляет ОАО «Фармбокс» по договорам, заключенным с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и лечебно-профилактическими учреждениями. В соответствии с количеством льготников и видами заболеваний, закрепленных за каждым лечебно-профилактическим учреждением, ТФОМС осуществляет финансирование ОАО «Фармбокс» в режиме «аванс (40 %) – отчет (60%)». Тем самым исключается нецелевое использование финансовых средств.
ОАО «Фармбокс» поставляет в лечебно-профилактические учреждения заявленные лекарства по графику согласно договору. Все лекарственные средства проверяются в фармацевтической лаборатории, что предотвращает поступление фальсификатов.
Впервые создана информационно-справочная сеть, обеспечивающая персонифицированный учет льготных категорий населения, лекарств, назначаемых и отпускаемых льготникам, и израсходованных финансовых средств.
Лечебно-профилактические учреждения составляют заявку на лекарственные средства для прикрепленных льготников с учетом предусмотренных на эти цели финансовых средств. (Информационная база о льготниках выверяется ежеквартально в каждом лечебно-профилактическом учреждении). Заявка на лекарства должна отвечать двум требованиям: во-первых, полученных лекарств должно быть достаточно для амбулаторного лечения больных по современным схемам; во-вторых, объем заявки не должен превышать объема финансирования. Для выполнения этой задачи министерством здравоохранения Самарской области, территориальным фондом ОМС и ОАО «Фармбокс» разработана схема формирования заявки. Ведущей фигурой здесь является лечащий врач: у него есть право выписывать пациентам любое лекарство, в том числе и не входящее в обязательный перечень. Но врач должен согласовать это с клинико-экспертной комиссией. Причем стоимость этого лекарства войдет в его месячный план финансовых средств для льготного отпуска. Таким образом, потребность в лекарственных средствах оценивается в момент заявки, еще до покупки лекарств.
Все рецепты, поступившие в пункт выдачи лекарств, подвергаются машинной обработке. Это позволяет отслеживать количество лекарств, выписанных каждым врачом конкретному больному, что способствует их рациональному использованию. Также осуществляется управленческий учет и в целом по области. Например, в результате анализа выяснилось, что при практически одинаковой стоимости затрат на одного пациента, страдающего бронхиальной астмой (4200 руб. в Нефтегорской ЦРБ и 4000 руб. в поликлинике №15), оказалось, что врачи используют разные лекарства, разные методы лечения. В результате в Нефтегорске из 100 больных госпитализируется 40 пациентов, а в поликлинике №15 – только 4. Министерство имеет здравоохранения возможность контролировать и в случае необходимости вмешаться в лечебный процесс.
Организация льготного лекарственного обеспечения позволила реально влиять на адекватность применяемого лечения, использовать наиболее эффективные и качественные лекарства, отказываться от препаратов с недоказанной эффективностью.
Важным показателем успеха системы льготного лекарственного обеспечения можно считать количество претензий по льготному отпуску лекарств. Оно ежегодно снижается на 20%. В 2003 году лишь 2 жалобы из 75 были обоснованными.
На постоянном контроле в министерстве здравоохранения и Территориальным фонде обязательного медицинского страхования находится также вопрос ценообразования. Все накладные расходы, влияющие на стоимость лекарств, прозрачны и проверяемы.
При проведении сравнительного анализа стоимости лекарственных препаратов льготного отпуска в ряде территорий Приволжского федерального округа (Нижегородская, Саратовская области, Республика Башкортостан) были выбраны лекарственные препараты, наиболее часто использовавшиеся для льготных категорий граждан по итогам 2002 года и составляющие 60 % от общего объема потребления. Цены на эти лекарственные препараты оказались ниже цен ОАО «Фармбокс» только в Нижнем Новгороде на 2,4 % (лекарственное обеспечение осуществляется только на территории г. Нижнего Новгорода), выше на 3,6% в Саратовской области и на 12,6% в Республике Башкортостан.
Немаловажное место в системе управления льготным лекарственным обеспечением занимает работа по привлечению дополнительных финансовых средств. В 2003 году области удалось дополнительно получить из Пенсионного Фонда России 93 млн. руб. Нашу информационно-справочную систему Пенсионный Фонд России начал распространять на другие территории РФ.
Таким образом, создана эффективная система предоставления льгот. Права граждан на льготное лекарственное обеспечение на территории области не зависят от места их проживания.
В 2004 году министерство здравоохранения области продолжает работу в этом направлении: разрабатывается информационное обеспечение стационаров с целью их перехода на персонифицированный учет препаратов для стационарных больных, а также использования больничных упаковок, удешевляющих лечение.
Кроме этого, стройную систему адресного лекарственного обеспечения льготных категорий населения необходимо адаптировать к изменениям в связи с переводом на монетарную форму льгот отдельных категорий льготников, финансируемых из федерального бюджета, сообщает Управление информационной политики Самарской области.
*