Вчера на “Авиакоре” должны были состояться летные испытания самолета Ан-140, но детище украинско-российской кооперации оказалось не готово к полету. На предприятии объясняют очередную задержку проблемами с энергетиками и недостатком финансирования. Одновременно менеджмент завода пытается придумать, как достроить восемь Ту-154 и создать грузовой авиатерминал.

В апреле “Самараэнерго” прекратило подачу электроэнергии на завод, и поэтому сборка самолета была приостановлена, сообщил “Ведомостям” председатель совета директоров “Авиакора” Альберт Авдошин. Долг перед “Самараэнерго” — 12 млн руб. Но вчера эта проблема была решена и энергетики подключили завод, сообщил он.

А директор МАП-140 Игорь Попов заявил, что заводу все равно не хватает около $2 млн для завершения работ по АН-140. По словам Попова, “Базэл” выделил на программу сборки самолета 65-70% необходимых средств, а привлечь оставшуюся сумму самостоятельно предприятию не удалось.

Сотрудник “Базэла”, на условиях анонимности сказал, что средства на досборку Ан-140 предусмотрены, но решается вопрос, как их использовать. Аналитик “Атона” Александр Агибалов говорит, что “Базэл” не спешит инвестировать в проекты “Авиакора”, поскольку авиакомпании отдают предпочтение иностранной технике. “Базэл” просчитывает окупаемость проектов и лишних денег никогда не выделяет“, — говорит он.

В прошлом году “Базэл” отказался финансировать разработку новой модели автомобиля “Волга” ГАЗ-3115 на Горьковском автомобильном заводе, хотя менеджмент ГАЗа обещал “довести” проект за $2,5 млн.

Авдошин утверждает, что сейчас у МАП-140 есть все, чтобы продолжить сборку первого Ан-140, поскольку недостающие средства привлечены за счет кредитов под залог готового самолета. Но на этот раз срок достройки Ан-140 ни Попов, ни Авдошин назвать не рискнули. Год назад на “Авиакоре” заявляли, что проведут первые летные испытания еще в декабре 2003 г. Но с тех пор сроки неоднократно сдвигались.

По словам руководителя службы по связям с общественностью ХГАПП Сергея Арасланова, реализации самарского проекта мешают финансовые проблемы самарского завода. ХГАПП с 2002 г. построило семь Ан-140.

“С самим «Авиакором» никто работать не будет, — говорит чиновник из правительства Самарской области, — его счета арестованы, и средства, поступающие на «Авиакор», автоматически переходят на счета кредиторов”. По информации министра финансов правительства Самарской области Павла Иванова, только перед региональным бюджетом задолженность “Авиакора” составляет около 108 млн руб. Но Авдошин уверяет, что сейчас проблема с отсрочкой платежей кредиторам решена и “Авиакор” может воспользоваться средствами, которые поступают на его счета.

Более оптимистично оценили эксперты шансы авиазавода достроить восемь самолетов Ту-154. Инициатором этого проекта стала компания “Авиакор-Лидер”, созданная авиазаводом и группой “Лидер” в 2001 г. для продажи Ту-154 по лизинговым схемам. Алексей Вахрушев, гендиректор “Авиакор-Лидера”, сообщил, что компания собирается прилечь для достройки “тушек” банковские кредиты. Стоимость проекта Вахрушев назвать отказался.

По оценке гендиректора лизинговой компании “Ильюшин-Финанс” Александра Рубцова, достройка одного Ту-154 может стоить около $5 млн. “Кредиты будет брать “Авиакор-Лидер”, — говорит Вахрушев.

“Сейчас Ту-154 — ликвидный самолет, он будет востребован на рынке еще 8-10 лет, — считает Рубцов из «Ильюшин-Финанса», — продать готовые самолеты будет вполне реально”. По его словам, сам “Авиакор” вряд ли кто-то будет кредитовать, а у “Авиакор-Лидера” шансы получить кредит есть.

С этой оценкой соглашается и гендиректор авиаконсалтинговой компании InfoMOST Борис Рыбак. “Ту-154 — самолет с ясной всем экономикой, ясной ценой, и получить деньги под его достройку будет несложно”, — говорит он.

По оценке директора по развитию бизнеса авиакомпании “КрасЭйр” Александра Бойко, новый Ту-154 стоит сегодня около $8-9 млн.

По данным “Авиакора”, в 2003 г. завод продал один самолет Ту-154 и заключил контракты на два самолета на 2004 г.

БОГ ТРОИЦУ ЛЮБИТ

Третий проект “Авиакора” связан со строительством грузового авиатерминала. Как рассказал “Ведомостям” председатель совета директоров “Авиакора” Альберт Авдошин, компания “Авиакор-Аэропорт” (контролируется “Базэлом”) ведет переговоры с итальянской компанией Inseco о совместном строительстве грузового терминала на базе взлетной полосы завода. Стоимость проекта оценивается в $35 млн. Авдошин утверждает, что итальянская компания готова инвестировать в проект. Связаться с Inseco вчера не удалось.

“Авиакор – Авиационный завод” контролируется холдингом Олега Дерипаски “Базовый элемент”. Завод собирает и ремонтирует самолеты Ту-154. По данным skrin.ru, в III квартале 2003 г. чистая выручка компании составила 335,29 млн руб., балансовый убыток – 75,69 млн руб., долгосрочные обязательства – 208,59 млн руб. “Авиакор” и “дочка” Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) летом 2003 г. учредили на паритетной основе предприятие МАП-140 для строительства самолетов Ан-140 на Самарском авиазаводе. Самолет рассчитан на перевозку 52 пассажиров на расстояние до 3700 км в базовой комплектации.

Глеб Столяров

Ведомости – Самара

01.07.2004, №113 (1153)

Ведомости – Самара

*