Вчера из-за отсутствия состава преступления был освобожден чеченец Ракман Сагаипов, задержанный по подозрению в причастности к взрыву на Кировском рынке Самары 4 июня. По его словам, во время задержания и содержания в ИВС УВД Самары постоянно нарушались нормы закона. Адвокат четверых арестованных чеченцев Эдуард Мамедов направил жалобу на имя прокурора Самарской области Александра Ефремова и генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову, указывая на незаконность заключения под стражу чеченцев и на грубые нарушения закона, сопровождавшие расследование данного дела. В прокуратуре „Ъ“ пояснили, что срок рассмотрения жалобы — от трех до 30 дней.

Напомним, 4 июня в Самаре в результате взрыва более 1 кг пластида на Кировском вещевом рынке погибли 11 человек, еще 71 — получили ранения. 10 июня по подозрению в совершении данных преступлений были заключены под стражу Адам Исраилов, Муса Тутаев, Анзор Мовлаев и Ракман Сагаипов (в Самаре проживают порядка 2,5 тыс. чеченцев — „Ъ“).

10 июня несколько десятков чеченцев провели митинг на площади Славы, где советник министерства межнациональных отношений правительства Чечни Саид Центроев и руководитель национального культурного центра Чеченской республики в Самаре Марат Белигов заявили, что представители правоохранительных органов проводят массовые незаконные задержания их земляков по подозрению в причастности к взрыву.

В тот же день Самарский райсуд города выдал разрешение на их арест на 30 суток. В прокуратуре объясняют применение этой меры Указом президента РФ, предусматривающий арест на такой срок, если есть подозрение на совершение теракта. Напомним, до сих пор следствие рассматривает три основные версии случившегося: теракт, убийство армянской семьи, торговавшей на рынке, и передел сфер влияния криминальными группами. 11 июня представители чеченской диаспоры Самары направили на имя президента РФ Владимира Путина обращение, в котором просили защиты «от правового произвола». По словам Саида Центроева, ответа из администрации президента они до сих пор не получили.

25 июня на имя прокурора Самарской области Александра Ефремова и Генпрокурора РФ Владимира Устинова была направлена жалоба на незаконное и необоснованное заключение под стражу четверых чеченцев. По словам адвоката задержанных Эдуарда Мамедова, непричастность каждого из задержанных к взрыву на Кировском рынке была очевидна.

Один из арестованных, Ракман Сагаипов (у него УБОПовцы обнаружили гранату в пустом бидоне во дворе дома — „Ъ“) был освобожден вчера из-за отсутствия состава преступления. По словам господина Сагаипова, в 6 часов утра 8 июня его частный дом был окружен милицией, которая пришла производить обыск. В доме в то время находилось четверо его собственных детей и трое детей его погибшего брата. Как сообщил „Ъ“ Ракман Сагаипов, убоповцы выбрасывали и ломали вещи, хотя особой нужды в этом не было. «Они сразу стали спрашивать меня, где находится оружие, но какое у меня может быть оружие, если в доме дети?» — недоумевал он. По словам господина Сагаипова, он приказал детям и жене наблюдать за тем, как обыскивают дом. Но несколько УБОПовцев вышли во двор и направились к туалету, около которого стоял пустой бидон для мусора. Жена Сагаипова, наблюдавшая за ними через окно, сразу сообщила мужу, что в бидон что-то подложили. Спустя несколько минут Ракману Сагаипову предъявили «находку» и объявили о задержании на трое суток.

В ИВС, по словам задержанного, к нему ни разу за два дня не приходил ни следователь, ни адвокат, а уже 10 июня срок его задержания продлили до 30 суток.

Подобные истории, по словам руководителя национального культурного центра Чеченской республики в Самаре Марата Белигова, происходили со всеми задержанными. В ходе проведения обыска в доме Адама Исраилова были изъяты одежда, обувь, несколько блоков сигарет, автомагнитолы и сотовые телефоны. Кроме этого, убоповцы изъяли документы родственников задержанного и два автомобиля ВАЗ-21102.

По словам Ракмана Сагаипова, в ИВС не разрешили принимать продуктовые посылки от родственников «в связи с угрозой возникновения инфекционных заболеваний», а умываться и бриться не разрешали из-за отсутствия горячей воды: «Наш врач сказал, что вы можете простудиться», — сообщил господин Сагаипов.

Все это адвокат чеченцев Эдуард Мамедов расценивает как «грубое нарушение элементарных человеческих прав и грубое нарушение закона» и просит прокурора Александра Ефремова освободить из-под стражи арестованных и «создать элементарные человеческие условия содержания арестованных в ИВС УВД г. Самары».

В облпрокуратуре „Ъ“ сообщили, что срок рассмотрения жалобы по закону составляет от трех до 30 дней.

ЕЛЕНА МАНГИЛЕВА

«Коммерсантъ» в Самаре»

№117 от 01.07.2004, четверг

"Коммерсантъ" в Самаре"

*