В мадридском Национальном музее современного искусства имени королевы Софии в рамках празднования столетия со дня рождения великого испанского художника Сальвадора Дали открылась выставка «Дали. Массовая культура». В новом здании этого музея представлены 400 работ художника прикладного характера, мало известных широкой публике. Они включают «индустриальные» произведения самого разного предназначения: от дизайна тканей, галстуков, чулков, бюстгальтеров и флаконов для духов до рекламных плакатов и обложек книг и журналов.

Эта грань творчества художника особенно интенсивно проявилась в 1940 году, когда Дали поселился в США. Тяга к масс-культуре наложила отпечаток и на его обычные картины. Ему, в частности, принадлежит первое использование рекламы Coca-Cola в одной из работ-коллажей.

Даже вернувшись в Испанию, Дали продолжал работать в прикладном искусстве для всевозможных фирм. В частности, он разработал дизайн известных во всем мире конфет-сосалок на палочках «Чупа-Чупс».

Комиссар экспозиции Феликс Фанес отметил в интервью РИА «Новости», что Дали, обратившись к масс-культуре, во многом пожертвовал «высоким искусством», чтобы, как он сам писал, «производить пищу на потребу голодным массам».

Многие исследователи творчества художника считают, что он занялся этим направлением не столько ради новаторских поисков, а чтобы максимально заработать. Например, Иан Гиббсон — автор наиболее серьезной биографии художника «Безумная жизнь Сальвадора Дали», считает, что настоящее творчество мэтра прекратилось после 1940 года.

Именно по этой причине, считает Гиббсон, стали охлаждаться, а потом и порвались отношения Дали с основателем сюрреализма Андре Бретоном, испанским кинематографистов Луисом Бунюэлем, художником Жоаном Миро. Бретон за жадность Дали к деньгам составил из букв его имени анаграмму — «Avida Dollars» («алчный до долларов»). А затем изгнал Дали из кружка сюрреалистов, в котором он начинал свое уникальное и неповторимое творчество.

NEWSru.com

*