Самосожжение в собственной студии и массовый отказ от российского гражданства — такие угрозы звучали на митинге протеста, организованном в среду петербургскими художниками в ответ на распоряжение городских властей о приватизации творческих мастерских. Исаакиевская площадь, где собрались более тысячи митингующих, запружена народом. «Холсты художников — на портянки мэрии!», «Матвиенко не скупись, покупай живопись», «Художник бомж — это круто!» — буквы на плакатах расползаются под проливным дождем прямо на глазах.

Город, провозгласивший себя культурной столицей России, лихорадит. В Петербурге четырнадцать творческих союзов и около двух тысяч мастерских, большинство из которых находится в центре города. Еще с советских времен студии предоставлялись по ходатайству профессиональных союзов, однако теперь городские власти готовят мастерские к приватизации с последующим выставлением на торги по рыночным ценам.

На взгляд чиновников, питерские художники, скульпторы, дизайнеры и архитекторы не испытывают в мастерских особой нужды и обращаются со студиями беспечно.

По словам губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, студии пересдаются, содержатся в плохом состоянии, и, к тому же, за них не всегда платят вовремя. В Смольном считают, что настало время взять ситуацию под контроль.

«Нужно, наконец, навести порядок, провести ревизию каждой студии и принять меры», — заявила градоначальница. От приватизации будут избавлены лишь те, кто получил право пожизненного пользования студией за заслуги перед страной.

«Атака пираньи»

В последнее время слово «приватизация» в Петербурге можно услышать все чаще. Нашумевшая идея передачи дворцов в частные руки возникла именно на невских берегах, где появились и первые желающие стать их новыми владельцами.

У истории с приватизацией экономическая подоплека. Чиновники не держат на художников зла. Им приказано залатать дыру в городских финансах.

Постюбилейный год Санкт-Петербург встретил с дефицитом бюджета в 200 млн. долларов. На первой же пресс-конференции в качестве губернатора Валентина Матвиенко озвучила свой план преодоления финансовых трудностей. Первым номером программы стояло повышение платы за аренду и продажа офисных помещений и земли, особенно в центре Петербурга.

Между тем, художники сравнивают действия Смольного с атаками пираньи. «Власти пытаются оторвать сколько получится. Не считаясь ни с чем, кроме своих аппетитов», — возмущается писатель Иван Сабило.

С ним соглашается художник Альберт Сытин. «У меня в мастерской протекает крыша, и я поднимаюсь на шестой этаж без лифта, но это мой единственный рабочий кабинет», — говорит он.

«Представьте, в какой кошмар превратится жизнь наших близких, если эскизы, холсты, масляные краски и гипсовые формы окажутся у нас дома», — добавляет художник.

… или классовая борьба?

Участники митинга уверены, что власти ведут с городской интеллигенцией классовую борьбу. Платить за мастерские по рыночным ценам большинство из них не в состоянии.

Ирина Куковицкая, заведующая выставочным отделом Елагина дворца, напоминает, что большинство питерских художников и скульпторов живут на грани бедности.

«Среднего класса, который покупал наши работы в советские годы, больше не существует, я уже не говорю про государственные заказы», — говорит Куковицкая.

«Только на Невском проспекте было три лавки художников, а теперь они закрыты. Лишь единицы из нас смогут принять рыночные условия, навязываемые городом», — подчеркивает она.

График Сергей Усик предложил коллегам обратиться в консульства развитых стран с просьбой о предоставлении политического убежища. «Если нас в массовом порядке лишают студий, то мы вправе чувствовать себя персонами нон-грата в собственной стране», — полагает художник.

На картине «митька» Дмитрия Шагина «Подводники идут в баню» бодрые морячки строем идут по улице Правды. Мастерская художника располагается в скромной мансарде в центре Петербурга. Из удобств и преимуществ — водопровод, газ и вид из окна на улицу Правды.

«В новостройках такой сюжет никогда бы не родился, — считает Шагин. — Помимо понятия рабочий кабинет, есть еще такое понятие, как вдохновение».

Галина Столярова

для bbcrussian.com, Санкт-Петербург

30 июня 2004 г., 14:50 GMT 18:50 MCK

Би-би-си

*