В Самаре растет число детей, пострадавших от побоев родителей
Насилие в семье приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. Каждое третье извсех тяжких преступлений совершается в семье. Почти половина от числа убитых на почве семейно-бытовых отношений составляют дети, и женщины, не способные защитить себя. В конечном счете, главные жертвы насилия в семье — дети. По данным МВД РФ родители ежегодно избивают до 2 млн. детей. Треугольник и кружок в специальной игре должны занять свои места. Несколько попыток и любой ребенок находит нужную комбинацию. Это упражнение на логику. А есть упражнение на эмоцию. Если мама и папа говорят ласковые слова — значит любят. А если нет? Как решить головоломку? Многим детям приходится искать ответ на вопрос: если папа кричит на маму, и бьет ее — это значит любит?
Сережа:
«Он пил сильно. И под конец избил маму. Мама ушла к соседям, чтобы он ее не убил. А утром они помирились».
Сережа и его мама два месяца жили отдельно от папы. Он все это время посылал СМС-ки с угрозами. Потом Сережа оказался в кризисном центре. Мама от помощи психологов отказалась. Навещать сына пришла вместе с папой. Очередное примирение.
Сережа:
«Мне мама объяснила, что он переживал, что потерял нас . Он нас очень сильно любит».
Бьет — значит любит — такой ответ на эмоциональную головоломку дает ребенок.
Елена Тонкопеева — психолог:
«Если ребенок живет в семье, где практикуют насилие, он может стать и насильником и жертвой. В идеале ему надо расти в здоровой семье».
Через приют «Надежда» за год проходят около 4 сотен мальчиков и девочек, у которых в семье неладно. Больше половины через месяц реабилитации возвращается в родную семью.
Елена Шашарина — руководитель главного управления по вопросам семьи, материнства и детства министерства труда и соц. развития Самарской области:
«Сейчас доказано, что лучшая семья для ребенка — биологическая. Только в крайнем случае, если есть угроза жизни ребенка , мы его изымаем из семьи».
Но крайний случай может наступить неожиданно. В отделение нейрохирургии больницы Калинина в последнее время все чаще попадают дети с травмами, которые получены по вине родителей.
Владимир Вандышев — заведующий детским нейрохирургическим отделением больницы Калинина:
«На прошлой неделе был случай. Папа разговаривал с мамой при помощи швабры. Мама защищалась ребенком. Мы не успели его спасти».
С детьмив приюте и кризисном центре занимаются психологи. А мамы и папы, к которым возвращается ребенок, занятия с психологом в большинстве своем пропускают.
Елена Тонкопеева — психолог:
«С родителями бывает сложно — потому что это эмоционально незрелые люди. Которые сами не ведают, что творят».
А теперь еще одна задачка на логику. Два месяца работы с психологом могут перевесить весь детский опыт? Ответ на этот вопрос дала конференция Юнеско, назвав Россию зоной сплошного семейного неблагополучия. Так что надо менять условия задачи, чтобы ответ был : если любят, то не бьют.
Виктория Пуринг
*