Четвертый по величине российский сотовый оператор СМАРТС отказался от планов выхода на столичный рынок в ближайшей перспективе. Оператор принял решение продать компанию «Трафик», которая через суд пытается получить GSM-лицензию на московский регион. Минсвязи отказывается выдать «Трафику» лицензию, ссылаясь на дефицит частотных ресурсов.

ООО «Трафик» в декабре 2001 г. подало в Госкомиссию по радиочастотам (ГКРЧ) заявку на получение частот в диапазоне 1800 МГц в Москве и области, но получило отказ, мотивированный тем, что весь имеющийся частотный ресурс в регионе уже распределен между действующими GSM-операторами. Через некоторое время компания подала на отказавшие ей инстанции в суд. В июле 2002 г. 58% уставного капитала «Трафика» купил поволжский сотовый оператор СМАРТС.

Два года назад генеральный директор СМАРТСа Геннадий Кирюшин заявлял, что дело «Трафика» имеет отличную перспективу, и выражал готовность доказать это в суде. Однако с тех пор ситуация складывалась не в пользу «Трафика» и СМАРТСа — «Трафик» последовательно проигрывал в судах всех инстанций.

На этой неделе совет директоров СМАРТСа принял решение о продаже 58% уставного капитала «Трафика». «Мы не видим смысла в дальнейших разбирательствах. Суд не принимает нашу сторону. Приходится признать, что получить лицензию GSM-1800 на Москву не вышло», — рассказал «Ведомостям» Кирюшин. По его словам, доля в «Трафике» была приобретена за символическую сумму и будет продана практически по номиналу прежним владельцам. «СМАРТС не насовсем отказывается от идеи выйти на московский рынок, однако сейчас это не первоочередной проект», — подытоживает Кирюшин.

Генеральный директор «Трафика» Анатолий Кулагин говорит, что сам выступил с предложением о выходе СМАРТСа из состава совладельцев компании. «Бессмысленно сражаться против ветряной мельницы», — сетует он. А вот у другого совладельца «Трафика», Вячеслава Панченко (в прошлом руководителя управления планирования и назначения частот Госглавсвязьнадзора) , настрой куда более оптимистичный. «У нас есть основания надеяться на положительный исход нашего дела», — заявил «Ведомостям» Панченко. По его словам, «Трафик» подает новые иски и теперь пытается добиться признания незаконными некоторые подведомственные акты Минсвязи. Это, по мнению Панченко, позволит «Трафику» получить лицензию, а также «снизить роль административного ресурса на телекоммуникационном рынке».

В Государственном радиочастотном центре, в свое время отказавшем «Трафику» в частотах, по-прежнему утверждают, что получение еще одной лицензии на московский регион невозможно из-за физического отсутствия радиочастот. Эксперты рынка тоже скептически относятся к словам Панченко.

«Я никогда не верил, что «Трафик» поможет СМАРТСу выйти на московский рынок. Его шансы на получение частот всегда были близки к нулю», — говорит вице-президент банка «Траст» Вячеслав Николаев. Однако он не считает, что СМАРТС что-то потеряет, отказавшись от плана покорения столицы.

«Выход на московский рынок СМАРТСу и не нужен. Даже если бы этот проект был теоретически осуществим, окупить его было бы невозможно. Места для еще одного GSM-оператора в Москве нет не только из-за частотного дефицита, но и из-за насыщенности столичного рынка. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на невпечатляющую динамику роста абонентской базы заведомо более сильного «МегаФона», — говорит Николаев.

С этим мнением не согласен старший консультант ACM-Consulting Антон Погребинский. «Безусловно, СМАРТС вряд ли мог бы рассчитывать на значимую долю рынка в Москве. Однако, имея в столице незагруженную сеть, компания не только смогла бы предоставлять своим путешествующим абонентам льготный внутрисетевой тариф, но и обслуживать большое количество иностранных роумеров», — поясняет он.

По его мнению, теперь единственная возможность для СМАРТСа работать на московском рынке — стать частью какого-нибудь из существующих игроков. «На сегодняшний день потенциально заинтересованной в такой покупке компанией является МТС. Она по сравнению с другими операторами «большой тройки» не так сильна в Поволжье», — говорит Погребинский. Однако директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский уверяет, что никаких конкретных планов в отношении приобретения СМАРТСа у компании нет.

Александр Борейко

Юрий Грановский

Ведомости

16 января 2004

Ведомости

*