Какие банки, попали в «черные списки» ненадежных, может выясниться уже в конце этой недели, когда ЦБ наконец обнародует список банков, подавших ходатайства на участие в системе страхования вкладов.

Факт не подачи ходатайства, конечно, еще не означает, что банк испытывает трудности, однако это – первый звоночек, поскольку это может означать, что владелец банка испугался проверки ЦБ, и не захотел пускать инспекторов главного контролера в свои собственные дела. Однако уже сейчас испытывают трудности с ликвидностью те банки, у которых доля межбанковского кредитования (МБК) в собственных пассивах выше 50%. В Петербурге таких всего два – Инкас-банк и Петро-Аэро Банк, которые входят в одну финансовую группу (Восточно-Европейская Финансовая Корпорация. Этот финансовый холдинг объединяет пять коммерческих банков: Инкасбанк, Петро-Аэро-Банк, Рускобанк, Выборг-банк и Уральский Трастовый банк).

Тем не менее, доверие местных банкиров к этим банкам пока испытывает на прочность финансовых ресурсов самой корпорации. Также под горячую руку попал и Международный банк Санкт-Петербурга, активно кредитовавшийся на московском рынке МБК. Из банка ушел ряд топ-менеджеров, в том числе и финансовый директор. Они забрали с собой и всю команду. Из операционного отдела банка ушло порядка 40 человек – такое массовое сокращение штата не способствовало всплеску доверия среди москвичей, которые вряд ли разбираются в нюансах петербургского бизнеса. Практически единоличным владельцем банка является его президент Сергей Бажанов, которому принадлежит более 80% акций. Тем не менее, доверия к этому банку среди петербургских банкиров не убавилось. В самом банке уверяют, что ситуация под контролем.

Кризис жанра

Кризис МБК и черные списки банкиры называют «перетряской количества существующих банков» в преддверии вступления в силу закона о страховании вкладов. Основным заказчиком скандала неофициально называется сам Банк России – проще оставить честные банки, чем потом расплачиваться за их грехи.

Опрошенные «ДП» банкиры уверяют, что повода для волнений не существует. «Я сплю спокойно, — заявил Константин Горбачев, директор Петербургского филиала ОАО “Банк Москвы”, — ЦБ дал понять тем банкам, которые применяют незаконные схемы, что их сверхприбыли в любой момент могут обернуться крахом, и выгоднее работать честно”. Мелкие банки предпочитают комментировать ситуацию неофициально, дабы не привлечь к себе ничьего «лишнего» внимания. По их мнению, единственный минус — теперь придется оценивать не только финансовое состояние банка-заемщика, но и риски его «плохих» клиентов, что отразится на стоимости и сроках кредитов.

А вот и черный список

В распоряжении «ДП» также оказался список банков, правда, московского рынка межбанковского кредитования, которые составил крупный московский игрок среди своих контрагентов. Список попал в «ДП» от одного крупного московского игрока, который хочет упрочить свои позиции на рынке Петербурга. Список был составлен в начале июня – в пик паники на межбанковском рынке. И согласно нему, Лефкобанк задерживал возврат кредита Русславбанку, Хлебобанк – Кредиттрастбанку. Также в графу «Неплатежи/проблемы» попали Нефтяной банк и Павелецкий. Также, согласно списку, Диалог-Оптим не возвращает МБК и кто-то не вернул крупный кредит Русскому Генеральному Банку. Критическая ситуация у Союзобщемашбанка.

Как показало время (с момента появления списка в «ДП» прошло три недели), некоторых из упомянутых банков уже не существует, некоторые подтвердили о существовании у них проблем. Дело в том, что сразу после попадания в список – банк не может занять денег на МБК ни под какой процент, доходило даже, что не давали и под 80%, и под 90% годовых.

Сами банкиры, то ли создатели, то ли владельцы списков, заявляют, что мало ли у кого какие «черные» списки находятся. И советуют не придавать этим «черным» спискам какое-либо дестабилизирующее значение. Потому что у каждого сильного финансового игрока есть свой собственный список, в результате — сколько их всего (если они вообще есть) – никто не знает. Во-вторых, любая коммерческая организация всегда имеет предпочтения в сфере деловых интересов — с этим банком работаю, с этим — нет (просто потому, что управляющий не понравился). И это тоже своеобразный «черный список». Тем не менее, банкиры предпочитают сократить свое доверие тем банкам, которые принадлежат личностям, заявившим о себе в эпоху кризиса 1995 года и 1998 года. Страдают, кстати, и те банки, которые не поменяли свой бренд.

Содбизнес-история

Паника на банковском рынке, как известно, началась с отзыва лизензии у московского «Содбизнесбанка». Аккурат в момент накала событий вокруг этого банка, некоторые чиновники ЦБ позволили себе через СМИ объяснить, что это первый банк из 10, к которым у ЦБ серьезные претензии. В результате по банковскому сообществу пошли гулять некие списки банков-скорых банкротов. Банковское сообщество ограничено в круге общения, поэтому списки обычно «сливаются» не только в дружественные СМИ, но и коллегам. Недоверие банкиров друг другу выразилось в прекращении кредитования тех, кто «засветился» в списках. То есть банкиры, таким образом, перестраховались от невозврата кредитов. А именно по итогам первого полугодия мелкие и средние банки сильно нуждаются в наличных средствах – у клиентов идут налоговые платежи. Ситуация с трудностями проведения платежей клиентов добавила негатива. В результате банковский институт посыпался как карточный домик – клиенты кинулись изымать свои средства из могущих обанкротиться банков. Вслед за «Содбизнесбанком» объявил о своей ликвидации «Кредиттрастбанк», серьезные трудности стали испытывать «Диалог-Оптима», «Кредитный банк сбережений». Еще больше усугубило ситуацию и заявление НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) о приостановлении рейтингов банкам «Павелецкий» и «Диалог-Оптим». Клиенты испугались, стали переводить средства в другие банки, а одномоментно для любого банка изъятие средств, которые «работают», равнозначно дефолту.

Евгений Петров, dp.ru, 29 июня 2004 года

Факты

Рынок межбанковского кредитования (МБК) существует для покрытия кассовых разрывов, когда банки вынуждены занимать друг у друга деньги. В соответствии с финансовым положением того или иного банка, устанавливаются лимиты кредитования на суммы, которые банк может выдать без риска невозврата для себя. Лимиты устанавливаются для каждого индивидуально. МБК негласно делится на «круги» или «эшелоны». В 1-й входят системообразующие банки, во второй – средние, в третий – «мелкие».

29.06.2004 15:32

Деловой Петербург

*