Верховный федеральный суд Германии отклонил иск крупнейшего немецкого частного телеканала RTL, попытавшегося добиться запрещения производства и распространения оборудования для блокирования телевизионной рекламы.

Оборудование автоматически переключает телевизор на свободный от рекламы канал, а по окончанию рекламной паузы возвращает телезрителя к интересующей его передаче. Верховный федеральный суд Германии не увидел в этом ничего криминального, поскольку, говорится в вердикте, производитель оборудования предлагает клиентам лишь техническую помощь по избавлению от нежелательной рекламы.

Большинство телезрителей и без того сами переключают телевизор, как только начинается рекламная пауза, и «блуждают» по другим телеканалам до её окончания. Автоматическое оборудование делает это за них, но решение применять блокировку или нет, по-прежнему принимают телезрители, обосновали свое решение судьи в Дюссельдорфе. По их мнению, наличие на рынке оборудования для блокировки рекламы хоть и затрудняет бизнес частного канала, который существует за счёт рекламных заказов, но не ставит под вопрос его существование: собственно программа RTL остается без изменений.

Ежегодно RTL зарабатывает почти 1 миллиард евро на рекламе. Свой иск на расположенную в Кобленце фирму TC Unterhaltungselektronik телекомпания обосновала тем, что «телефея», как называет производитель свое оборудование, нарушает свободу вещания. Будет ли RTL подавать на апелляцию, компания решит после изучения приговора, сообщил в понедельник представитель телеканала.

«Телефея» не так уж бескорыстна

Между тем, технической основы для работы «телефеи» — служебного сигнала (RDS), предвещающего начало или окончание рекламного ролика, — больше не существует. Производитель намерен в следующей версии оборудования «Tivion» транслировать этот сигнал через Интернет и одновременно снабдить «телефею» интерфейсом связи с персональным компьютером. Тогда становится возможной замена телевизионной рекламы роликами собственного производства, а также включение в передачи телеканалов ссылок на собственных рекламных заказчиков — как это делается в Интернете, где на основе анализа интересов пользователей можно ставить рекламу, рассчитанную на определенные целевые группы.

Производитель в Кобленце намерен выпустить «Tivion» к Рождеству и надеется, что оборудование найдет спрос на рынке домашних медийных пультов. Но, как отмечают наблюдатели, этот сегмент уже до предела заполнен. Конкурентами «телефеи» нового поколения станут, прежде всего, Microsoft и Fujitsu Siemens. Предлагаемые ими приставки уже сейчас позволяют во время телевещания время от времени уходить в Интернет и проверять электронную почту. Единственная разница — они не переключают каналы автоматически.

Конкуренты сохраняют спокойствие

Крупные концерны по производству электронного оборудования не видят большого смысла в производстве специального блокировочного оборудования для рекламы. Потребителей вполне устаивают очень комфортные интерфейсы записывающих проигрывателей DVD, отметил в интервью газете немецких деловых кругов «Хандельсблат» член правления европейского филиала компании Panasonic Андре Херманн.

В Интернете антирекламные блокировочные программы уже давно используются для защиты почтовых ящиков от лавин электронного мусора. Microsoft планирует выпустить для Windows XP так называемый «Pop-Up-Blocker», который будет «топить» всплывающие окна. Аналогичные программы уже существуют и успешно этот мусор «топят». RTL вряд ли удастся вытеснить с рынка «глушилки» для телерекламы. Более интересным в этой связи представляется вопрос, а что собственно будут получать телезрители взамен коммерческих роликов на экранах своих телевизоров. Уж такое «свято место» пусто никогда не будет.

28.06.2004

Немецкая волна

*