"Черные списки" банков-банкротов существуют ("НГ")
Их изготавливают сами банкиры, усугубляя кризис подозрительности среди банков и вкладчиков. Начатая Центральным банком операция по «очистке от скверны» российской банковской системы, первой жертвой которой стал Содбизнесбанк, дала блестящие результаты. Банкиры боятся друг друга и Центробанка, Центробанк подозревает банкиров, а все они вместе, похоже, не очень верят в перспективы кредитного бизнеса. Все это выливается в сокращение объемов и повышение ставок на рынке межбанковского кредитования.
В результате мелкие банки начали испытывать проблемы с деньгами. Жертвами этого кризиса уже стали банки «Кредиттраст», «Кредитный банк сбережений», «Диалог-Оптим», «Павелецкий» (о неприятностях этой структуры сообщали многие информагентства). Рынок стал переполняться слухами о неких «черных списках» банков, которые подлежат ликвидации. Однако первый зампред ЦБ Андрей Козлов эту информацию категорически опроверг. И все же «черные списки» существуют. Их подготовкой занимаются сами бизнесмены. Один из таких списков попал в распоряжение «НГ».
Список из 27 банков состоит в основном из мелких и малоизвестных кредитных организаций, но в нем есть и довольно известные на российском рынке финансовые структуры. Входят в него и банки, проблемы которых уже стали достоянием общественности, – Содбизнесбанк, «Кредиттраст» и «Павелецкий». Но в целом – в основе списка – банки «второго-третьего круга», которые отличаются либо вызывающими названиями, либо их наименование состоит из нескольких слов, что, видимо, должно вызывать уважение у потенциальных клиентов.
По понятным причинам «НГ» не может привести этих названий, хотя если упомянутый «черный список» основан на реальных фактах, то наблюдается следующая закономерность – чем пафоснее и длиннее название, тем больше шансов оказаться банкротом.
И еще одна особенность обращает на себя внимание. В том списке, который есть у «НГ», присутствуют организации, чьи владельцы стали печально известны во времена дефолта 1998 года, разорив несколько известных банков из первой двадцатки российских кредитных организаций.
Стоит отметить, что у многих мелких банков проблемы возникают именно из-за их присутствия в подобного рода «корпоративных «черных списках». Аналитики считают, что именно поэтому решение Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) о приостановлении рейтингов банкам «Павелецкий» и «Диалог-Оптим» не изменило ставок на рынке межбанковского кредитования. «В ходивших на рынке «черных списках» оба банка присутствовали, поэтому решение НАУФОР стало фактически следствием того, что совершилось в реальности», – сказал агентству AK&M аналитик ИК «АТОН» Алексей Ю. По его словам, все банки к тому времени уже закрыли лимиты на эти организации и НАУФОР «просто признал эту ситуацию».
Тем временем ситуация на финансовых рынках продолжает ухудшаться. В середине вчерашнего дня ставки рублевых кредитов с однодневными расчетами достигли 10%, тогда как утром они не превышали 6–8%. В итоге банки, испытывающие проблемы с возвращением кредитов, вынуждены продавать доллары. Чтобы избежать падения курса американской валюты и укрепления рубля, Центробанк вынужден скупать валюту. С начала мая золотовалютные резервы ЦБ выросли на 3 млрд. долл. и составляют на сегодня 85,612 млрд. долл.
«Происходящее сейчас с банками является следствием не совсем дальновидной политики Центробанка, которая начала проявляться еще в истории с Содбизнесбанком», – считает вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев. По его мнению, сложилась парадоксальная ситуация – на фоне избытка денег, возникающего из-за притока нефтедолларов в страну, лимиты финансирования банков, особенно мелких, сокращаются.
В итоге государственным органам, по сути, приходится лишь констатировать смерть банка по психологическим причинам недоверия к нему со стороны более крупных кредитных организаций. Выход из этого замкнутого круга печален – пока все банки, фигурирующие в списках «проблемных», не будут более или менее добровольно закрыты, кризис недоверия будет продолжаться.
Банки как могут пытаются справиться с ситуацией. «Диалог-Оптим» ввел ограничение суммы выдачи вкладов физическим лицам в размере 10 тыс. руб. в день независимо от суммы и вида вклада. Другие участники рынка ограничивают суммы выдаваемых кредитов или публикуют на своих сайтах «калькулятор надежности банков». А Ассоциация российских банков выступила недавно с предложением обязать клиентов уведомлять банк о намерении снять вклад за две недели до этого события. Можно предположить, что в случае принятия такого решения вкладов физических лиц в российских банках просто не останется.
Анна Скорнякова, Петр Орехин
Независимая Газета № 131 (3244) 29 июня 2004
*