Профсоюзы и “единороссы” выторговали у правительства поправки к законопроектам о замене льгот денежными выплатами. Минимальный размер оплаты труда будет сохранен, а каждому льготнику разрешат сохранить минимальный набор базовых льгот по оплате проезда и лекарств в натуральной форме. Эксперты отмечают, что правительство, не просчитав заранее все последствия реформы, спешно отступает.

Представители контролирующей Госдуму фракции “Единая Россия” предъявили правительству ультиматум. Одобрить законопроекты о монетизации льгот в первом чтении они готовы лишь после учета одиннадцати своих претензий. Требования сформулированы в проекте постановления Госдумы, который имеется в распоряжении “Ведомостей”. Вчера на заседании президиума фракции “единороссов” в присутствии вице-премьера Александра Жукова он был принят за основу, а на голосование будет вынесен в пятницу. По словам вице-спикера от “Единой России” Вячеслава Володина, к этому моменту депутаты дополнят список еще примерно десятью требованиями. С первым перечнем претензий правительство уже почти согласилось.

Так, будет определен “минимальный социальный пакет” льгот на общую сумму 440 руб. — льготник сможет получить за него деньги или продолжать пользоваться льготами в натуральной форме. В “пакет” вошли билет на городской и пригородный транспорт (40 руб.), карточка дополнительного медстрахования, дающая право на получение бесплатных лекарств (300 руб.), и санаторно-курортное обслуживание (50 руб.). По словам Жукова, это “было требованием депутатов, чтобы снять обеспокоенность людей, что предусмотренных [на компенсации] сумм не хватит”, и “во втором чтении будут прописаны четкие и ясные механизмы, как эти льготные выплаты будут обеспечивать все необходимые нужды льготников”.

Однако “единороссы”, по словам Володина, хотели бы включить в этот список и другие льготы, а также увеличить выплаты для некоторых категорий их получателей, в частности для героев с 3500 до 4000 руб. и детей-инвалидов с 1000 руб. до 1200 руб. “Мы готовы рассмотреть эти вопросы, и, в случае если будут найдены необходимые финансовые средства, правительство может поддержать эти предложения”, — приводит Reuters ответ вице-премьера.

Позаботились депутаты и о региональных властях: они требуют, чтобы Минфин взял на себя их обязанности по финансированию льгот труженикам тыла, и репрессированным (около 34 млрд руб. в год). Замминистра финансов Татьяна Голикова вчера признала, что на замену этих льгот и выплатам ветеранам труда на компенсации региональным бюджетам потребуется 65-70 млрд руб. в год, при этом средний льготник будет получать доплату в 250-300 руб. Однако за передачу обязательств центру регионам тоже придется заплатить: по словам Володина, изначально предполагалось, что в рамках реформы они лишатся 1,5% из 18% налога на прибыль (6% уходит в федеральную казну), но “теперь схема должна измениться”. Жуков отметил, что “если консолидировать в федеральном бюджете эти средства [из региональных бюджетов], то тогда можно и эти достаточно многочисленные категории льготников взять на федеральный уровень”. Под давлением профсоюзов и “единороссов” правительство согласилось сохранить в Трудовом кодексе понятие минимального размера оплаты труда (МРОТ) в качестве базы для расчета зарплат всех бюджетников, а не только федеральных. Жуков пообещал, что эта норма “будет восстановлена”.

По словам эксперта Института экономики переходного периода Ильи Трунина, сохранение единой тарифной сетки (на базе МРОТ определяются зарплаты в бюджетной сфере) — “фактический отказ от реформы”, цель которой — в отмене нефинансируемых мандатов. При определении зарплат используется не “настоящий” МРОТ в 600 руб., а “условный” в 100 руб. “Это [расчет ЕТС] — самый большой нефинансируемый мандат”, — напоминает Трунин. Впрочем, отмечает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов, не так много бюджетников получают зарплату только на основе МРОТ: по ЕТС, бюджетник самого высокого разряда должен получать 2800 руб. в месяц, а в I квартале, по данным Госкомстата, средняя зарплата в сфере составляла 6141 руб. (в образовании — 4010 руб., здравоохранении — 4315 руб., в науке — 7139 руб.), а просроченная из-за недофинансирования задолженность не превышала 10%.

“Конечно, ЕТС — это атавизм, но другого механизма, позволяющего посчитать зарплату бюджетникам, я пока не вижу”, — замечает Смирнов. А Жуков вчера пообещал, что “восстановленный” МРОТ станет для расчета зарплат не декларативным, а реальным инструментом. Сохранение МРОТ “дает очень серьезное увеличение” нагрузки на бюджет, считает председатель думского комитета по труду Андрей Исаев. Конкретные цифры он назвать отказался. Другой депутат-“единоросс” говорит, что речь идет о “нескольких миллиардах” рублей.

“Создается впечатление, что с самого начала не было посчитано, сколько должен потратить на льготников бюджет, и теперь начинаются отступления назад и послабления”, — говорит Антонина Ковалевская из Центра фискальной политики.

Анфиса Воронина

Ведомости 29.06.2004, №111 (1151)

Ведомости

*