У владельца московского ресторана “Грабли” Романа Рожниковского заготовлено несколько планов действия на случай кризисных ситуаций. К примеру, если ресторан совсем перестанет пользоваться популярностью у посетителей, предусмотрено его перепрофилирование в кофейню. Планы на черный день есть у многих небольших компаний.

Для крупных компаний иметь план действий на случай чрезвычайных ситуаций — норма. “По сути, такой план представляет собой стратегию для проведения мероприятий, которые способны снизить ущерб, а порой и предотвратить банкротство”, — уточняет Александр Кузьмичев, консультант компании BKG. Как правило, это задокументированные рекомендации, разъясняющие, как действовать, если уйдут ключевые топ-менеджеры, основные клиенты или поставщики, если компании будет нанесен серьезный ущерб или случится репутационный кризис.

Когда весной этого года скоропостижно скончался председатель и гендиректор McDonald»s Джеймс Канталупо, у совета директоров уже был план действий на этот случай. В итоге понадобилось лишь несколько часов, чтобы назначить на его место Чарльза Белла, занимавшего до этого пост директора по оперативной деятельности. Такая оперативность успокоила разволновавшихся инвесторов и владельцев франшиз.

Строительство планов на черный день в небольших компаниях выглядит несколько иначе. Как правило, они хранятся не в виде секретного конверта, спрятанного в сейфе или в отделе кадров, поясняет Александр Кузьмичев. Они в головах собственников и руководителей, заранее просчитавших, как действовать в той или иной кризисной ситуации.

Гендиректор и совладелец компании “Леккер” Владимир Денисов рассказал, что такие планы он не только обдумывает в одиночку, а раз в полтора месяца обсуждает со своими ключевыми сотрудниками. Пока у компании, выпускающей лечебные маркеры с йодом и зеленкой, конкурентов нет, но появление аналогичного продукта на рынке может серьезно пошатнуть бизнес. Денисов рассказал, что такая реальная угроза уже назрела в Казахстане, где он собирается продавать свои маркеры “Леккер”. “Однажды на выставке ко мне подошел человек и задавал такие вопросы, что я сразу понял: собирается заниматься подделкой”, — поделился Денисов. После этого случая предприниматель решил более детально продумать механизм защиты от возможного конкурента. Он включает юридический (если нарушено патентное право), маркетинговые (массированная рекламная акция) и инновационные меры (создание нового продукта на основе старого, к примеру кисточки “Леккер”).

А в издательстве Game Land существует план действий на случай передачи управления. “Все топ-менеджеры у нас заменяемы, их полномочия «растекаются» по определенной системе”, — говорит Дмитрий Агарунов, гендиректор Game Land. По его словам, любой из топ-менеджеров может его заместить.

Как показало исследование аудиторской и консалтинговой компании Grant Thornton, эксперты опросили 265 собственников и топ-менеджеров российских компаний (у 80% респондентов годовой оборот не превышает 240 млн руб.) — опасения наших руководителей в основном связаны с уходом ключевых клиентов (71%) и сотрудников (66%).

Однако, по мнению экспертов, самый главный страх, выявленный исследованием, является и одним из самых легкопреодолимых. Разумеется, если заранее подготовиться. В 2002 г. руководители ДОК-17 почувствовали, что комбинату угрожает кризис продаж и он может потерять крупного клиента — Таганрогский металлургический комбинат (“Тагмет”): он ежегодно заказывал мебель на большую сумму. “В то время он был одним из шести наших ключевых клиентов и обеспечивал 18% продаж”, — рассказала Алла Софиенко, начальник отдела маркетинга ЗАО “ДОК-17”. Поэтому здесь разработали план реагирования, который предусматривал поиск такого же крупного заказчика. Его нашли загодя, а вступить с ним в переговоры мешало только одно: производственные мощности комбината были загружены полностью. “Когда «Тагмет» был для нас потерян, у комбината уже имелась достойная замена: две научно-промышленные компании — ВНИИ автоматики и РКК «Энергия», которые закупают мебели приблизительно на ту же сумму, что ушедший клиент”, — говорит Софиенко.

Эксперты консалтинговой компании BKG дают следующие советы для небольших компаний, желающих лучше подготовиться к кризисным ситуациям:

Для начала стоит выявить несколько самых актуальных угроз, оценить с помощью экспертов их вероятность в процентах и возможную сумму ущерба. По этим двум параметрам проводится ранжирование рисков и выявляются самые большие опасности.

Некоторые опасности оценить несложно и без участия экспертов. К примеру, если во главе фирмы стоит очень пожилой отец-основатель, велика вероятность его смерти в ближайшие три года. Значит, необходимо продумать план на случай передачи полномочий и определить кандидатуру для его замены.

У основной тройки топ-менеджеров — гендиректора, финансового директора и директора по маркетингу — должны быть дееспособные замы, проверенные в деле в период отпуска или командировки начальника.

Необходимо запланировать, кто из топ-менеджеров войдет в кризисный штаб. Как правило, кроме собственников это гендиректор и финансовый директор. Если кризис связан с угрозой для репутации, в него включают PR-менеджера, с уходом сотрудников — директора по персоналу. В идеале эти люди должны быть заранее ознакомлены с тем, как им действовать в чрезвычайной ситуации.

Елена Горелова

Ведомости

28.06.2004, №110 (1150)

Ведомости

*