В четвертом квартале Hewlett-Packard опередила Dell и стала крупнейшим в мире производителем ПК на рынке, который продолжает расти, хотя и со все большим трудом

В четвертом квартале объем поставок ПК в натуральном выражении увеличился на 12-15%, а за 2003 год в целом примерно на 11% — это данные соответственно аналитических фирм Gartner и IDC. Таким образом, рост значительно превысил прошлогодние прогнозы. Ожидается, что в 2004 году мировые поставки увеличатся на 10,9% (Gartner) или 11,4% (IDC). (Обе фирмы учитывают ноутбуки, десктопы и серверы с процессорами х86, но их методики несколько различаются.)

Между тем рост в основном объясняется снижением цен, что нейтрализует рост доходов производителей. В 2000 году было продано 140,2 млн ПК, выручка от которых оценивается в 226 млрд долл., говорит аналитик IDC Роджер Кей. В 2003 году ворота заводов покинуло рекордное число ПК — 152,6 млн, но принесли они предположительно всего 175 млрд долл. — на 51 млрд долл. меньше. В 2002 году 136,7 млн ПК также принесли 175 млрд долл., так что в последние два года выручка остается на одном и том же уровне.

«Нас поразила сила потребительского рынка и мало удивил рост в сегменте ноутбуков, — говорит аналитик Gartner Чарльз Смалдерс. — Но рост четвертого квартала 2003 года, по-моему, вызван главным образом снижением цен».

И все же у основных производителей компьютеров есть причина для радости. У большинства из них продажи ПК росли быстрее рынка и будут расти еще быстрее, когда они начнут выпускать больше плоских телевизоров и товаров потребительской электроники, подключаемых к настольным ПК и ноутбукам. Одновременно снижаются и цены на компоненты, так что уценки необязательно лягут на плечи производителей ПК. «Где-то около середины года мы наблюдали начало восстановления», — сказал Кей. Рост привел к тому, что обе аналитической фирмы в течение года несколько раз увеличивали свои прогнозы.

Цифры, цифры

Квартал НР прошел главным образом под знаком успеха компании на потребительском рынке и в Европе. Dell продает мало ПК через розничные магазины и обычно несколько уступает конкурентам в последние три месяца года. Сильный евро также, вероятно, помог НР, так как Европа — один из важнейших рынков этой компании.

По данным IDC, доля мирового рынка НР в четвертом квартале достигла 16,9%, что на 21,7% больше, чем в четвертом квартале позапрошлого года (16%).

Между тем доля рынка Dell в четвертом квартале составила 16,3% — на 19,7% больше, чем год назад (15,6%). Рынок в целом увеличился на 15,2% (IDC). С тех пор как НР завершила приобретение Compaq в 2002 году, HP и Dell много раз уступали друг другу первенство.

Однако по результатам года Dell остается поставщиком номер один с долей рынка 16,9% — на 25% больше, чем в 2002 году (16%).

В США Dell сохраняет лидерство с 30,2% рынка за четвертый квартал и 30,9% за год. У НР в США 21,7% рынка за квартал и 20,6% за год. «Так что они поделили корону по-джентльменски», — говорит Кей.

На третьем месте IBM, которая занимается почти исключительно бизнес-заказчиками. В четвертом квартале 2003 года ее доля мирового рынка увеличилась до 6% — на 17,7% по сравнению с четвертым кварталом 2002 года. В США IBM тоже третья. «Сильные позиции IBM — это сигнал оздоровления корпоративного рынка, — отмечает Смалдерс. — Но мы опасаемся, что из-за падающих цен предприятия, покупая больше компьютеров, не увеличивают при этом свои расходы».

В числе других компаний, показавших выдающиеся результаты, eMachines, которая вошла в первую пятерку производителей ПК в США, обскакав Gateway и Apple Computer. Toshiba — благодаря ноутбукам — вошла в первую пятерку и в США, и на мировом рынке.

Доля рынка Gateway в четвертом квартале, напротив, сократилась. У Apple доля мирового рынка в 2003 году опустилась ниже 2%-ной отметки, а в США — ниже 3%-ной.

По географическим регионам самым быстрорастущим рынком стала Европа, которая не так давно отставала. За год поставки ПК здесь увеличились на 19% (IDC). В США они выросли на 15,4%, а в Азии — на 14%, что несколько хуже ожиданий. В Японии после принятия закона об утилизации рост замедлился до однозначных цифр.

Майкл Канеллос (Michael Kanellos), ZDNet News

15 января, 2004, 16:36

ZDNet News

*