До недавнего времени правительство разделяло это мнение. Девять лет назад, когда создавались нормы, регулирующие рекламу и продажи алкогольных напитков, пиво сознательно не включили в перечень. Противники этого начинания указывают, что ограничения могут нанести вред растущей российской пивоваренной промышленности. В результате Heineken, Miller, а также известные российские «Балтика», «Бочкарев» и «Невское» красуются на полках киосков рядом с апельсиновым соком и молоком.

— А пиво пить вредно?

Кирилл Павлов выглядел слегка озадаченным этой мыслью. Он изо всех сил потряс головой, как будто бы для того, чтобы избавиться от этой идеи. «Пиво не вредит здоровью, – твердо говорит 19-летний подросток, ставя при этом на асфальт бутылку с указанной жидкостью, чтобы ничто не мешало ему сконцентрироваться на теме дискуссии. – Ученые подтвердили, что пиво очень полезно для здоровья. Я по телевизору видел».

Когда он произносит это, некоторые подростки, сидящие вокруг хихикают. Зато другие серьезно кивают. В России проблема, над которой размышлял Кирилл, считается неоднозначной. Законодатели в Думе обсуждают тот же вопрос: стоит ли беспокоиться о пиве в стране, где который год идет борьба с повсеместной зависимостью от более крепкого напитка – водки?

По российским законам пиво – даже сорта с содержанием алкоголя 9-10% – считается «слабоалкогольным напитком». Кто угодно какого угодно возраста может его купить, и практически любой может его продавать.

Реклама пива не подвергается никаким ограничениям, в ней часто заявляется, что пиво может сделать человека здоровее или даже умнее.

Сейчас Дума рассматривает принятие закона, признающего пиво полноценным алкогольным напитком, что повлечет за собой некоторые ограничение в том, что касается мест продажи и способов рекламирования. Что самое важное – пиво можно будет покупать, только если вам уже есть 18 лет.

«Молодые люди думают, что пиво – это не алкоголь, поэтому они его постоянно пьют, – говорит спикер Московской городской думы, предложившей в думу законопроект о признании пива алкогольным напитком. – Можно увидеть, как дети пьют пиво по дороге в школу».

Он сказал, что у них нет статистики о том, сколько пива употребляет молодежь, но добавил, что врачи говорят о «пивном алкоголизме» среди детей как об одной из самых серьезных проблем.

Недавно в Москве открылась клиника для детей, больных алкоголизмом, пациентам которой от 9 до 13 лет.

Новый закон будет символизировать полный пересмотр отношения к пиву, которое некоторые сильно пьющие люди считают обычным дополнением к завтраку.

«Пиво без водки – деньги на ветер», – говорят в России. Смысл в том, что от пива не опьянеешь.

До недавнего времени правительство разделяло это мнение. Девять лет назад, когда создавались нормы, регулирующие рекламу и продажи алкогольных напитков, пиво сознательно не включили в перечень.

Противники этого начинания указывают, что ограничения могут нанести вред растущей российской пивоваренной промышленности. В результате Heineken, Miller, а также известные российские «Балтика», «Бочкарев» и «Невское» красуются на полках киосков рядом с апельсиновым соком и молоком.

Пиво часто продается в двухлитровых пластиковых бутылках того же типа, что и те, которые в Северной Америке используют изготовители безалкогольных напитков.

В течение долгого времени пиво было последним в списке проблем России: когда в 1991 году Советский Союз распался, доля употребления пива, по сравнению с другими алкогольными напитками, была очень незначительной.

Но в отсутствии ограничений российская пивоваренная промышленность расцвела. В период с 2000-го по 2003 год потребление пива выросло почти вдвое, составив 51 литр на человека вместо 27.

Уровни продаж пива в 2002 году впервые превысили уровни продаж водки.

Предыдущие попытки изменить легальный статус пива не были встречены одобрением Думы, но новый законопроект поддерживается представителями пивоваренной промышленности, которые наконец осознали глубину проблемы.

Павел Шапкин, глава Национальной алкогольной ассоциации, лоббирующей интересы производителей, говорит, что большинство его коллег считают необходимым как-то регулировать потребление, хотя многие из них не уверены в эффективности этих мер.

«В России ни в чьи интересы, в том числе в интересы нашей промышленности, не входит, чтобы пиво продавалось везде и всем и чтобы рекламу пиво показывали во время детской передачи», – сказал Шапкин. За последнее время в России осознали, что «пиво – это то, с чего начинают будущие алкоголики», добавил он.

Однако не все согласны с такой позицией. Некоторые представители пивной промышленности считают, что, чем больше дети пьют пива, тем они здоровее, потому что это означает, что они пьют меньше водки.

Они подозревают, что попытки наложить ограничения на продажу пива финансируются производителями водки, которые видят, что с ростом популярности пива они теряют свои позиции на рынке.

«Это глупый законопроект», – говорит Владислав Шкоп, директор Московского Останкинского пивзавода.

Рост потребления пива, по мнению противников законопроекта, является индикатором социального прогресса.

Globe and Mail Марк Маккиннон

15:43 25 июня

Переведено 25 июня 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*