Около пяти тонн коровьих останков обнаружено неподалеку от ул. Демократической в г. Самаре. О наличии кучи наполовину сгнивших черепов рогатых сообщил в Департамент городского хозяйства и экологии случайный прохожий, который, проходя мимо лесопосадки, почувствовал жутко неприятный запах и проверил, откуда он исходит.

Коровьи головы, по-видимому, уже давно вываленные в лесочке, представляли собой ужасающую картину. Для ликвидации несанкционированной свалки работники Департамента городского хозяйства и ЖКХ Кировского района пригнали на место КамАЗ и экскаватор. По предположению заместителя начальника Самарской городской станции по борьбе с болезнями животных Юрия Гунякова, останки рогатых, скорее всего, принадлежат какому-то самарскому мясоперерабатывающему предприятию. Такого же мнения придерживаются и в муниципальном предприятии «Спецавтохозяйство». Там заявляют, что это за последние годы первый случай, когда прямо в областном центре было обнаружено такое количество отходов животных. Обычно кости, оставшиеся от мясоперерабатывающих компаний, сжигают, получая из них костную муку. Однако в случае с найденными останками коров в трех сотнях метрах от оживленной городской дороги ветеринары не смогли определить, насколько безопасны эти биоотходы. Их было решено захоронить в скотомогильнике. Вероятнее всего, коровьи головы валялись в лесопосадке еще с прошлого года. Найти тех, кто устроил в городе несанкционированную свалку, издававшую жуткую трупную вонь, теперь будет сложно, и все же прокуратура этим занимается. По словам Юрия Гунякова, природе нанесен значительный ущерб. И еще неизвестно, не было ли какой заразы в огромной груде коровьих голов.

Кстати о скотомогильниках и заразе. Опасное захоронение животных находится в самом центре г. Новокуйбышевска Самарской области. Здесь располагается Приволжская биофабрика, ныне обанкротившаяся. Есть сведения, что в середине 50-х годов 20 века на этом предприятии проводили эксперименты над животными, вырабатывали различные вакцины против заболеваний. Профилем предприятия было производство биопрепаратов для сельского хозяйства. Умерших животных захоранивали, поэтому рядом с биофабрикой предполагается нахождение скотомогильника. Однако если раньше биофабрика находилась за территорией города, то потом, по мере его увеличения и застройки, она оказалась в центре одного из самых многолюдных районов Новокуйбышевска, в нескольких метрах от озера, в котором летом купаются сотни горожан. Исследования, в которых участвовали животные, имели целью изучение различных болезней, в том числе такого страшного заболевания, как сибирская язва. Большинство возбудителей болезней, скорее всего, погибло после того, как трупы подопытных животных были закопаны в землю. Однако штаммы сибирской язвы, как известно, живут десятилетиями. После смерти скота зараженным являлось абсолютно все – органы, шкура, шерсть, кровь и выделения. Мало того, инфицированной оставалась и вся почва, по которой разгуливали животные. Их трупы рекомендовалось полностью сжигать, а территорию их размещения тщательно обрабатывать.

По мнению местных экологов, вероятность того, что сибирская язва и другие споры болезней сохранили свою активность и со временем могут себя проявить, есть. Сама биофабрика уже не первый год пребывает в упадке, на предприятии введено внешнее управление. Появились желающие разместить свое производство в ее строениях, люди подали заявки в горадминистрацию…

Но тень зловещего прошлого продолжает висеть над биофабрикой. И не дай Бог тот, что начнет заново осваивать ее территорию, вызовет к жизни опаснейшую болезнь!

Новокуйбышевские экологи привлекли к ведению работ по санитарной обработке и окончательному обеззараживанию захоронений скота самарскую фирму, уже имеющую опыт подобных работ. НПО «Нильс», занимающееся уничтожением вредоносных грызунов, вроде крыс и мышей, обезопасив скотомогильники у наших соседей в Ульяновске, собиралось проделать то же самое в Новокуйбышевске. Оздоровление территории должно было вестись с помощью средств дезинфекции. Предположительно, животных захоранивали на глубине не более 4 метров. Специалисты НПО «Нильс» хотели проделать в земле порядка 200 скважин для того, чтобы взять пробы почвы для отправки их в областной центр СЭН, в лабораторию особо опасных инфекций. Все работы должны были проводиться в защитных спецкостюмах, с использованием специализированного транспорта. На последнем этапе работ на предположительно зараженной местности в скважины собирались залить дезинфицирующий раствор. Дезинфекция должна была обойтись Новокуйбышевску в три миллиона рублей.

После разговоров о необходимости этой операции прошло уже несколько лет, а воз и ныне там. До сих пор неизвестно, откуда возьмутся пресловутые три миллиона, кто будет финансировать обеззараживание территории? Биофабрике платить не из чего, а для бюджета Новокуйбышевска это очень ощутимая сумма. Наверное, поэтому чиновники очень болезненно реагируют на вопросы, связанные со скотомогильником под городом, считая, что большой опасности для людей нет и «не надо раздувать ситуацию». Но если там действительно ничего нет, то зачем вообще тратить три миллиона рублей и дезинфицировать почву?

Многие десятки лет в этой земле хоронили подопытных животных, зараженных опасными заболеваниями. До сих пор неизвестны масштабы территории скотомогильника и точные места захоронений. Между тем, грунтовые воды в этом районе расположены достаточно близко к поверхности земли и не ровен час подмоют захоронение. Так, может, не стоит откладывать проблему в долгий ящик?

Сергей Ишков, Самара

«Русский курьер»

"Русский курьер"

*