Инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein, должно быть, поразил своих клиентов, разослав им не советы по текущим инвестициям и не анализ рынка, а пространное исследование о составляющих человеческого счастья. «Если вы ждете конкретного инвестиционного совета, то прекратите читать прямо сейчас», — пишет аналитик банка Джеймс Монтьер. Оттолкнувшись от рассуждений о человеческом счастье отца экономической науки Адама Смита и целой горы статистических и академических исследований, автор приходит к выводу, парадоксальному для банкира, — секс для счастья важнее денег.

Одно из доказательств — кривая числа американцев, считающих себя счастливыми. Несмотря на экономический бум 1950-1960-х годов, это число оставалось почти неизменным. А «пик счастья» приходится на 1964 год, далеко не самый успешный с точки зрения экономики.

Опрос, который проводился на протяжении многих лет среди пассажиров в аэропорту американского города Питтсбург, показал результаты, которые должны, скорее обрадовать брачные агентства, а не инвестиционный банк.

Все счастье — в генах или все же в Калифорнии?

Самым главным составляющим счастья опрошенные назвали семейную жизнь, потом друзей, потом приносящую удовлетворение работу, и лишь потом высокий доход. Причем усредненный респондент отнес на счет доходов лишь 15% своего удовлетворения жизнью.

Другой опрос, проводимый среди студентов из 41 страны мира, показал, что люди, которые ценят деньги больше, чем любовь, гораздо менее других удовлетворены жизнью.

«Чудовищное число людей в нашем бизнесе, — пишет Монтьер, — ставят знак равенства между доходом и счастьем, но одно исследование за другим, проводимые ведущими университетами, доказывает, что это совсем не так».

Компоненты счастья

Подводя итоги, он разделяет счастье человеческое на три компонента. Первый из них — заданный уровень счастья. Иными словами: уровень удовлетворенности жизнью постоянен на протяжении всего отпущенного человеку срока и определяется чуть ли не генетически.

То есть у человека бывают пароксизмы счастья или отчаяния, но его общее состояние возвращается к некому постоянному на протяжении жизни уровню. Эту составляющую, как следует из исследований, изменить трудно.

Второй компонент — различные обстоятельства, в частности, демографические факторы: возраст, пол, жизненный статус и так далее. Именно в этой области люди склонны переоценивать роль денег.

Пока их нет, им придается большое значение, но с достижением среднего уровня достатка этот фактор почти не влияет на уровень счастья.

Однако дело даже не в приоритетах, а в том, что ученые называют гедонистической адаптацией. Человеку с течением времени свойственно принимать свои изменившиеся обстоятельства за норму и возвращаться к прежнему уровню удовлетворенности жизнью.

Например, приводятся данные исследования двух социологов из США, которые заметили: символ счастья и успеха для многих американцев — это возможность жить в Калифорнии.

При этом среди живущих в этом солнечном штате никакого резкого всплеска довольства жизнью не наблюдается.

Просто как мычание

Значит, делают выводы эксперты, ни одна из составляющих не позволяет нам изменить в долгосрочной перспективе наш уровень счастья.

Что же делать? У Dresdner Kleinwort Wasserstein есть ответ. Остается третья составляющая нашего счастья — немереная деятельность.

Иными словами, наши сознательные действия. На них, уверяет автор, приходится 40% нашего счастья. Именно этим фактором мы можем управлять, он не приедается, его можно варьировать и сознательно направлять. Что же это за магические действия и рецепты?

Они просты как мычание.

Заниматься физическими упражнениями; их можно менять, они повышают общий тонус, служат прекрасным способом борьбы с депрессией, укрепляют тело и дух.

Регулярный секс — предпочтительно с любимым человеком, — оказывается, важен для нашего счастья чрезвычайно.

Но просто секса мало: автор полагает, что не менее важно не жалеть времени и сил на установление прочных отношений с близким человеком, обсуждать проблемы, а не прятать их.

Здоровый сон. Именно недосыпание ведет к постоянной усталости, мрачности и потере концентрации.

В работе ставить перед собой реальные цели, достигать их, получать удовольствие от работы и — главное — заниматься тем, что нравится.

Не мешает также время от времени останавливаться и смотреть на успехи и удачи своей жизни, чтобы избегать гедонистической адаптации или привыкания.

И последнее: не нужно превращать погоню за счастьем в самоцель, потому, что тогда средства съедят цель полностью, и вместо счастья будет сплошная погоня за ним.

Простые советы, соглашается банковский специалист, но как часто мы им следуем?

Без сомнения, вся эта аналитика вызывает уважение, а рецепты выглядят более чем разумными.

Но может, словами о том, что секс с любимой важнее прибыли, нас лишь готовят к очередному экономическому спаду, инфляции и биржевому краху?

Александр Коляндр

BBCRussian.com

24 июня 2004 г., 18:03 GMT 22:03 MCK

Би-би-си

*