Самарский рынок бытовой техники стал одним из самых привлекательных для столичных ритейлоров. В июне «МИР» открыл здесь свой первый магазин, а в августе собирается открыть второй, «М.Видео» в этом году увеличит свою сеть до трех магазинов, расширяться планирует и «Эльдорадо».

Наиболее крупными компаниями, торгующими в Самаре бытовой техникой и электроникой, являются московские «Эльдорадо» – семь магазинов, «М.Видео» и «Техносила» – по два магазина, «МИР» – один магазин, а также самарские «Саттелит» (восемь магазинов) и «432» – два магазина.

Первой пришла в Самару компания «Эльдорадо», открыв магазин осенью 1994 г. «М.Видео» открыла здесь два своих магазина в 2001 г., а весной 2002 г. в городе появился магазин «Техносилы».

Последней из крупных московским компаний, вышедших на самарский рынок, стала «МИР». В июне компания открыла первый магазин площадью более 1700 кв. м в здании торгово-офисного центра Sky City на Московском шоссе. А в августе намерены открыть второй магазин в торговом центре «Форум». Инвестиции в открытие каждого магазина в «МИРе» оценивают примерно в $1 млн.

Гендиректор компании «МИР» Евгений Кабанов объясняет интерес к Самаре тем, что местный рынок бытовой электроники еще недостаточно развит, а рост доходов горожан способствует покупательской активности. Коммерческий директор «МИРа» Борис Путинцев указывает, что рынок Самары — четвертый в России по емкости после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Его объем в компании оценивают в $120-130 млн в год. Для сравнения, емкость Нижегородского рынка — $180-200 млн, что объясняется большим количеством жителей. При этом средние розничные цены на электробытовую технику в Самаре, по данным «МИРа», на 6-8% выше, чем в Нижнем, что связано с более высокой покупательской способностью самарцев. Вероятно, поэтому ни МИР, ни «Техносила» до сих пор не появились в Нижнем Новгороде. Московские цены, по словам Путинцева, выше самарских еще на 5-15%.

У самарского рынка есть резервы еще на несколько лет вперед, говорит директор самарского регионального центра «М.Видео» Игорь Фрыгин. Сейчас компания подбирает место для открытия своего третьего магазина в городе. Но и на этом, по словам Фрыгина, компания останавливаться не планирует.

В «Эльдорадо» тоже сообщили, что собираются открыть в 2004 г. новые магазины в Самаре, но их количество не назвали.

Сотрудник «Эльдорадо», просивший не называть его имя, сказал, что сегодня по обороту в регионе лидирует его компания, а далее идут «М.Видео», «Техносила» и «Саттелит». Путинцев из «МИРа» говорит, что у «М.Видео» и «Техносилы» доли примерно равны, а доля «Эльдорадо» больше, но незначительно. А Фрыгин оценивает объемы продаж московских компаний как примерно равные. «Несмотря на большее количество магазинов «Эльдорадо», торговые площади у нас равны, и товарооборот у «М.Видео» не меньше», — уверяет он.

Как заявил на условиях анонимности менеджер одной из самарских компаний, торгующих бытовой техникой, после прихода «Техносилы» и «М.Видео» конкуренция на местном рынке ужесточилась, но особых изменений не произошло. Он объясняет это тем, что и прежде местные компании конкурировали с «Эльдорадо».

А москвичи говорят, что приход «М.Видео» и «Техносилы» заставил местных игроков более активно развиваться, расширяя ассортимент и улучшая сервис. Компания «Саттелит», например, начала активнее строить новые магазины и использовать наружную рекламу. Единственным крупным самарским игроком, ушедшим с рынка, была сеть «Энон», закрывшая магазины в конце 90-х. Но ее уход участники рынка объясняют последствиями кризиса 1998 г.

Фрыгин считает, что со временем московские компании постепенно вытеснят с рынка местные магазины. Путинцев уверяет, что самарские компании не могут предложить такое же качество сервиса в магазинах, как москвичи. Но такая услуга, как потребительское кредитование, одинаково хорошо развита у всех торговцев бытовой техникой. В среднем каждый магазин предлагает 4-5 кредитных программ.

Представитель одной из самарских фирм, торгующих бытовой техникой и электроникой, на условиях анонимности заметил: «Если мы и уйдем с рынка, то очень не скоро». Такую позицию он объясняет одинаковым уровнем цен в городе, а также тем, что самарские компании хорошо известны среди местных жителей. Сотрудник «Эльдорадо» считает, что наиболее сильные позиции среди местных игроков у «Саттелита». «Эта компания достаточно активно развивается и порой диктует цены по некоторым позициям предлагаемой в городе техники», — объясняет менеджер.

Олег Султанов, исполнительный директор «Саттелита», сообщил «Ведомостям», что компания собирается до конца 2004 г. открыть еще 6-7 магазинов, один из них будет расположен в Самаре. «Девять магазинов в городе для нас достаточно», — замечает он. Всего у компании сегодня 29 магазинов бытовой техники и электроники в Самаре, Ульяновске, Оренбурге, Пензе, Саранске и ряде других городов.

www.torgrus.com

*