Мама ела "Раму" (Как маргарин подделывается под масло) ("Профиль")
Пищевая промышленность Российский масложировой рынок, возможно, готовится к новому переделу. Производители сливочных масел пролоббировали принятие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт) нового ГОСТа, по которому с 1 июля все комбинированные масла (их чаще называют «легкими» маслами или «бутербродными маргаринами») в обязательном порядке будут маркироваться словом «спред». «Сливочники» надеются, что эта маркировка отпугнет покупателя от ставших популярными «легких» масел, и планируют отнять у конкурентов до 10% рынка. Впрочем, большинство опрошенных экспертов считают, что момент упущен.
С тех пор как в России появились «легкие» масла и «бутербродные маргарины» Rama, Voimix, «Кремлевское», «Хозяюшка» и «Деревенское», основанные на растительных и животных жирах и не содержащие холестерина, позиции производителей обыкновенного сливочного масла заметно пошатнулись. Сегодня из 1 млн. тонн производимых масложировых продуктов лишь 240 тыс. приходится на сливочное масло, а все остальное — на «легкие» масла и маргарин.
Известно, что принятие нового ГОСТа произошло с подачи участников Российского молочного союза (объединяет более 100 предприятий отрасли). Директор союза Татьяна Крикун говорит, что на работу над новыми правилами маркировки масложировой продукции ушло два года. «Маркировка «легких» масел словом «спред» даст возможность потребителям более осознанно выбирать продукцию. Это сделает производство сливочного масла более рентабельным» — считает она.
Любопытно, что за введение новой маркировки выступала и компания «Юнилевер», как раз выпускающая «спреды». Она изначально позиционировала свою продукцию Rama не как «легкое» масло, а как маргарин и по этому поводу долго конфликтовала с компанией «Петроимпорт» («спред» «Деревенское»), которая рекламировала свои «спреды» как «мягкие» масла. С подачи «Юнилевера» МАП обвинило «Петроимпорт» в недобросовестной рекламе, но дело было проиграно. Именно после этого в «Юнилевере» и заговорили о необходимости введения новых ГОСТов на масложировую продукцию. «Введение маркировки «спред» прекратит путаницу на рынке», — заявляет менеджер по корпоративным отношениям «Юнилевер СНГ» Юлия Гошко.
Надо сказать, введение ГОСТов для масложировой отрасли очень напоминает ситуацию, возникшую несколько лет назад в сегменте производства соков. «В 2001-2002 годах производители соков объединились против конкурентов, выпускающих более дешевые нектары, и обязали их соответствующим образом маркировать свою продукцию. Но это никак не сказалось на рынке и, я думаю, не скажется и в этот раз. Момент уже упущен: покупатель успел привыкнуть к «спредам» и не откажется от них», — считает эксперт консалтинговой компании BKG Римма Чайникова. С ней согласен собеседник «Профиля» на Нижегородском масложировом комбинате, который добавляет, что, пролоббировав введение маркировки «спред», «сливочники» сами себя загоняют в угол: «Сегодня мало кто производит настоящее беспримесное сливочное масло. Любое сливочное масло, которое продается по цене 18-20 рублей за пачку, имеет в своем составе растительные жиры, и производители традиционных масел загоняют себя в тупик. Другое дело, что никто не будет их проверять: в стране просто не хватит инспекций и проверок, чтобы выявить истинный состав масел «.
«Профиль»
№23 (390) от 21.06.2004
*