На этой неделе коллегия МАП РФ вынесет решение по жалобам на спамеров, рассылающих рекламные электронные письма российским пользователям. Это первый случай, когда на спам жалуются в МАП. Если жалоба будет удовлетворена и на спамеров наложат штраф, для борьбы с «мусорными письмами» появится новый инструмент. Борцы со спамом утверждают, что санкции МАПа – не самый эффективный, но пока единственно возможный способ противостоять спамерам.

В России сегодня не существует никаких законодательных норм, регулирующих либо просто упоминающих спам – нелегальную рекламную рассылку электронных писем. В планах Национальной коалиции против интернет-рынка, инициировать внесение соответствующих поправок в закон «О рекламе». Однако законопроекты находятся пока в стадии подготовки.

Жалобу на спамеров в МАП руководитель известного сетевого проекта «Интернет и право» Антон Серго подал еще в ноябре прошлого года. Господин Серго утверждает, что спам, по сути, является одной из форм рекламы, которая распространятся с нарушением действующего закона «О рекламе»: «Государственный контроль в области рекламы возложен на МАП. Я получил очень много сообщений от Центра американского английского, и каждое сообщение является нарушением закона. В частности, содержание письма явно попадает под определение скрытой рекламы».

24 декабря с похожей жалобой в МАП обратилась и группа «Антиспам», работающая в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для вас». Она обвиняет в нарушении рекламного законодательства компанию «Российская информационная сеть». «Мы составили жалобу на основании того, что рекламные сообщения были замаскированы под поздравительные открытки и были посланы от людей, с которыми якобы велась личная переписка, — говорит координатор рабочей группы проекта «Антиспам» Евгений Альтовский. – Обратный адрес таких открыток – случайны набор символов. Все это – нарушение закона о рекламе».

По мнению экспертов, такой метод решения проблемы спама может напугать спамеров, однако с применение закона есть и свои сложности. «Бороться со спамерами через закон о рекламе можно, но сложно» – говорит Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры». – В частности, в законе прописано, что рекламой считается сообщение, переданное неопределенному кругу лиц. Спамеры же называют свою рассылку адресованной конкретным лицам». Если МАП все же примет сторону заявителей, то уличенным в спаме грозит штраф до 500 МРОТ, то есть до 50 тыс. рублей.

В МАПе вчера рассказали, что рассмотрение жалоб на спам идет довольно долго, так как это первый случай изучения вопроса коллегией МАПа. «Беспрецедентность дела усложняет процесс, — говорит руководитель пресс-службы МАПа Лариса Булгакова. – Решение по данному вопросу будет объявлено в течение недели».

КоммерсантЪ

15.01.2004

СМИ-НН

*