Владимир Mаслаченко: Погружались в болото лжи ("МК")
Далеко за полночь, после окончания матча сборных Голландии и Чехии, из города Авейру, закончив репортаж, позвонил Владимир Маслаченко
— Как я работал? — слышу привычный вопрос.
— Скажу положа руку на сердце. Не знаю, как насчет секса, но перед микрофоном у тебя наступил второй этап зрелого, вдохновенного взлета.
— Спасибо, открою секрет: одно с другим очень тесно связано. Доказано наукой.
— Ладно, разминка закончена, давай поговорим о футболе.
Владимир Маслаченко, по крайней мере, на советском постпространстве — единственный человек, кто участвовал во всех чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх и международных турнирах начиная с 1960 года. Сперва как действующий футболист, а затем и как комментатор.
— Как работается в португальской жаре?
— Жары нет и в помине. В кабине замерз. Холодный ветер с материка буквально пронизывает.
— На твоей памяти все двенадцать прошедших чемпионатов Европы. Чем отличается нынешний?
— Тщательно просчитал, что из 16 участников по меньшей мере 12 реально претендовали на выход в четвертьфинал. Число соискателей медалей каждый раз увеличивается, следовательно, улучшается уровень футбола во многих странах.
— Среди 16 участников какое место ты бы отвел нашей сборной?
— В силу врожденного патриотизма — довольно высокое. Но реально она была просто участницей и претворяла в жизнь олимпийский принцип вековой давности: главное — участие.
— Отсутствие центральной связки защитников Онопко—Игнашевич, на которых очень рассчитывал Ярцев, сказалось на игре обороны и команды в целом?
— Даже будь они в составе, проблема обороны сборной не уменьшилась бы. Центральные защитники — проблема прежде всего для наших клубов, да и многих зарубежных, именитых. Их игра не поставлена, и никто толком не знает, как она должна быть организована. Многие центральные не обучены тактике игры в обороне. Упрек, конечно же, тренерам. Апологеты игры в линию или со свободным защитником забывают о единоборствах, равно как и позиционной игре, о святая святых — подстраховке.
— Мы ничего не выигрываем вот уже 16 лет. Что, другие стали играть лучше или мы топчемся на месте?
— Экскурс. Сборная СССР выиграла первый чемпионат Европы в 1960 году. Он, конечно же, был проще по числу участников (в финальной стадии участвовали всего четыре команды), но по напряжению, времени для разгона нет, а прыгнуть надо было выше головы. Мы были вторыми в 1964 году, в 1968-м — четвертые, в 1972-м — опять вторые. За эти двенадцать лет произошла смена поколений, и тем не менее отечественный футбол был в полном порядке. Не забудем и о том, что в 1966 году на чемпионате мира в Англии наша сборная была в числе призеров. Но если футбол в мире динамично продолжал развиваться организационно и творчески, совершенствуя профессиональный статус, то мы все более и более погружались в болото лжи. Но обманывали прежде всего сами себя. Наше так называемое любительство было во вред, а точнее, непоправимо. Ложь в любом измерении дает отрицательный эффект. И даже “серебро” 1988 года на чемпионате Европы в Германии не придало импульса дальнейшему развитию игры. Пришедшие времена перестройки наглядно продемонстрировали нам, да и всему миру, какая гигантская пропасть между массовостью и классом игры.
Сегодня Россия — преемник Советского Союза (что это означает — мне трудно понять), пожинает плоды организационной работы в футбольном хозяйстве. Достаточно двух фактов. Сошлюсь на Колоскова. Он утверждает, что нам необходимо сегодня 1600 полей с искусственным покрытием. Я об этом в эфир говорил много раз еще 10—12 лет назад, но это был глас вопиющего в пустыне. Сегодня таких полей всего 60. И “замечательно” то, что в сегодняшней сборной действительно цвет нашего национального футбола, с добавлением, скажем, еще пяти игроков, не попавших на чемпионат (Хохлов, Семак, Аршавин, Игнашевич, Онопко).
— Считаете ли вы участие в финале чемпионата Европы уже достижением российского футбола, ведь наш рейтинг в мире — 30-е место?
— Это нормальный для нас рейтинг, на который, в принципе, можно не обращать внимания из-за несовершенства таких мероприятий. Здесь правит вкусовщина. И в то же время не стоит забывать о том, что называется классом игры индивидуальным и коллективным. Здесь мы можем помалкивать.
— Многие, кто имеет доступ к публичным высказываниям, утверждают, что в России кризис на тренеров.
— В том, что кризис присутствует, нет ни малейшего сомнения.
— Возможно ли руководство сборной иностранным специалистом или специфика России не способствует в данном случае успеху?
— Я категорический противник приглашения из-за бугра. Сегодня нет такого специалиста, который мог бы в России успешно работать. Это же нонсенс! Именитый тренер Эрикссон, руководя сборной Англии, ничего не добился прежде всего в постановке игры, так же как и разрекламированный Сколари в работе со сборной Португалии.
— Есть ли у нас игроки европейского уровня?
— Примерно четыре-пять, которые не испортили бы картины игры в хороших национальных командах или именитых клубах, но им необходимо в корне изменить отношение к своему новому статусу.
— Самостоятельность клубов способствует успеху национальной сборной?
— Под этим вопросом я подразумеваю организационную сторону, и я за то, чтобы многое радикально изменить (межсезонный период, жизнь клубов приблизить к людям, пресечь челночную, традиционно базарную политику в футболе).
— Нанятый клубом иностранный тренер, на мой взгляд, равнодушен к успехам или неудачам сборной.
— Как говорил великий классик: “Страшно далеки они от народа”. А этот народ жаждет хлеба и зрелищ.
— Ты — бывший вратарь, и, естественно, тебя занимает уровень их мастерства.
— Почему бывший? Когда у ворот возникает острый момент, до сих пор вижу себя в рамке. Большинство вратарей играют на очень высоком уровне. Прежде всего Кан, ван дер Сар, Чех, Сёренсен, Буффон. По потенциалу очень сильные вратари Овчинников и Колинько.
И разреши уж мне как постоянному подписчику и эксперту “МК” высказать свое суждение. У меня есть основание: 50 лет пребывания в футболе. Во все времена отечественного футбола сборная была олицетворением достижений поисков тренеров, институтом, где отрабатывались и утверждались идеи отечественной тренерской мысли. А сегодня она превратилась в некую тусовку, где много суеты и все меньше остается футбола. Пожинаем плоды созданных нами же политических манипуляций.
Московский Комсомолец
от 23.06.2004
Борис ЛЕВИН
Фото AP
*