Журналистские «сделки» в Москве стали практически нормой. В одной крупной газете компании могут приобрести «блокирующий пакет» на один месяц приблизительно за 20 тыс. долларов, рассказывают журналисты, знакомые с подобной практикой. Это означает, что в оплаченный период редакторы не допустят негативного упоминания о компании.

Не секрет, что в путинской России свободной прессе серьезно досталось. Сейчас ни один из четырех крупнейших телеканалов не осмеливается отойти от линии Кремля. Со всей очевидностью это было продемонстрировано в начале месяца, когда внезапно закрылась самая авторитетная новостная программа страны — «Намедни». Ее популярный ведущий Леонид Парфенов предал гласности тот факт, что Кремль запретил ему показывать сюжет, посвященный наболевшему вопросу Чечни. Власти от комментариев отказались.

Парфенов — редкий случай целостной общественной позиции. Российские СМИ в большинстве своем участвуют в усмирении самих себя. Многие журналисты подвергают себя цензуре, пытаясь угадать, чего хочет правительство — это умение они отточили еще в советские времена. Менее известна система «заказухи» (zakazukha), когда компании платят изданиям или отдельным журналистам за позитивное освещение или отсутствие новостей. Редактор журнала «Среда» Алексей Панкин полагает, что из 7500 газет, теле- и радиокомпаний страны только около 200 не зарабатывают деньги на стороне.

На этой неделе московский суд будет рассматривать дело Юлии Пелеховой, редактора малоизвестного интернет-сайта, разоблачающего различные политические скандалы. Она обвиняется в получении 40 тыс. долларов путем шантажа. По версии следствия, Пелехова вымогала деньги у бизнесмена — заплати 100 тыс. долларов или станешь жертвой скандала. Адвокат обвиняемой утверждает, что деньги она получила за «журналистские услуги». А Михаил Афанасьев, редактор сайта dosi.ru, заявляет, что милиция «заманила ее в эту историю. Но из-за ее жадности мы все оказались в опасности». Ирония заключается в том, что Пелехова специализируется на разоблачении коррупции.

Журналистские «сделки» в Москве стали практически нормой. В одной крупной газете компании могут приобрести «блокирующий пакет» на один месяц приблизительно за 20 тыс. долларов, рассказывают журналисты, знакомые с подобной практикой. Это означает, что в оплаченный период редакторы не допустят негативного упоминания о компании. Нефтяной гигант «Юкос» заплатил «как минимум 100 тыс. долларов» другой крупной московской газете, чтобы предотвратить появление отрицательных новостей о компании или о политической партии, которую она поддерживает, в период с июля по октябрь, рассказал корреспондент газеты. Представитель «Юкоса» Александр Шадрин обвинения отрицает и говорит, что компания никогда не платит деньги, чтобы повлиять на освещение ее имиджа в прессе.

Панкин считает, что частично феномен происходит из российского прошлого. Российская пресса выросла из старой советской пропаганды, где не было традиций объективности или истинной независимости. К тому же, большинство российских СМИ убыточны, а потому нуждаются в деньгах.

Написание «новостей» за деньги — один из способов избежать банкротства. А если деньги не купят влияния, бизнесмены могут обратиться в суд. В прошлом году журнал «Компромат» посвятил в целом негативную статью тогдашнему главе «Юкоса» Михаилу Ходорковскому, самому богатому человеку России, который сейчас обвиняется в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. В надежде заставить журнал замолчать, представитель компании Алексей Кондауров предложил редакторам 35 тыс. долларов за 10 тыс. экземпляров, рассказывает редактор «Компромата» Кирилл Белянинов.

Кондауров, теперь ставший депутатом Госдумы от КПРФ, признает, что сделал подобное предложение, но говорит, что оно предназначалось, чтобы покрыть издержки журнала и прекратить «распространение грязи». Редакторы от предложения отказались. На следующий день местный судья поддержал просьбу «Юкоса» о конфискации всего тиража. Кроме того, против редакторов был выдвинут иск на сумму 8 млн. долларов за оскорбление «чести и достоинства» восьми руководителей «Юкоса». Решение по делу еще не вынесено. Представитель компании от комментариев отказался, ссылаясь на продолжающееся судебное разбирательство.

Подобные конфликты интересов в провинции приобретают еще более уродливую форму. В прошлом ноябре журналист «Новой газеты» Михаил Комаров был избит двумя неизвестными и попал в больницу с травмами головы. Незадолго до нападения он опубликовал серию статей о том, что в местном фитнес-клубе, принадлежащем бизнесмену Сергею Кузнецову, делают пластические операции, не имея на то лицензии. По мнению Комарова, нападение на него заказал Кузнецов. Бизнесмен же обвинения отрицает и подал против журналиста иск за клевету. Дело осложняется тем, что, как признают оба, ранее Комаров принял от Кузнецова деньги, чтобы написать о последнем положительную статью. Не отказался он и от 30-% скидки на операцию на нос, который в 1998 году ему сломал человек, обозленный его статьей. «Здесь нет белых рыцарей», — говорит Комаров, признавая, что в дополнение к ежемесячной зарплате — 120 долларов — он получает около 70 долларов за заказные статьи.

Так что же удивляться, говорит уволенный Парфенов, что все больше россиян перестают верить газетам и за новостями обращаются к телевидению и Интернету. «Система разрушается и начинает меняться». Давно пора.

Фрэнк Браун

Newsweek 21 июня 2004

ИноСМИ.Ru

21 июня 2004, 17:36

ИноСМИ.Ru

*