Переговоры ЮКОСа и правительства, которых так долго добивалась опальная нефтяная компания, начались – правда, пока только публичные, через средства массовой информации. Находясь на различных мероприятиях, топ-менеджеры ЮКОСа и члены правительства вчера обменивались мнениями относительно ситуации, сложившейся с взысканием с компании 3,4 млрд. долл. При этом руководство ЮКОСа занимает достаточно жесткую позицию и готово продавать только те активы, которые не связаны с основной деятельностью компании.

Выступая на конференции, посвященной инвестициям в Россию, члены российского кабинета министров сказали о «деле ЮКОСа» больше, чем за все время его преследования, – очевидно, своим недавним заявлением о недопустимости банкротства компании президент Владимир Путин снял табу на обсуждение этой темы. Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «ЮКОС предложил Министерству по налогам и сборам сотрудничество по погашению выдвинутых претензий». «Речь идет о том, что есть обязательства, которые уже доказаны судом, по данным обязательствам ЮКОС предлагает планку выполнения», – пояснил он. Министр выразил уверенность, что у компании хватит денег расплатиться с государством.

Его заместитель Сергей Шаталов пошел еще дальше и не исключил, что сумма налоговых претензий может быть скорректирована в сторону уменьшения. По его словам, если спор с МНС будет решаться во внесудебном порядке, ЮКОС может представить налоговым органам свои возражения на результаты налоговой проверки, и эти возражения обязаны будут рассмотреть. «Такая ситуация не исключена», – заметил он.

А министр экономического развития и торговли Герман Греф, подхвативший всеобщее настроение, впервые признал: «Нельзя отрицать, что есть политическая составляющая». И добавил: «Но очевидно, что эта составляющая не является ключевой». Министр считает, что, если бы в «деле ЮКОСа» не было элементов, дающих право на уголовное или административное преследование, его невозможно было бы «привлечь за политическую нелояльность». «У нас такой статьи нет», – подчеркнул глава МЭРТа.

В это время топ-менеджеры ЮКОСа отвечали у себя в офисе на вопросы акционеров и сотрудников компании. Председатель правления ЮКОСа Семен Кукес подтвердил, что «компания направила письмо с предложениями в МНС, переговоры пока не начались». Впрочем, компания уже ищет способы расплатиться с государством. В случае необходимости менеджеры готовы реализовать 34,5% акций «Сибнефти», все еще находящихся на балансе у ЮКОСа. «По законам и подзаконным актам есть три группы имущества, – сообщил заместитель председателя правления ЮКОСа Юрий Бейлин. – В первую очередь продается имущество, не связанное с производственной деятельностью, прежде всего акции, имеющиеся на балансе, например, акции «Сибнефти». Во вторую очередь должны продаваться активы, которые не были в исходном плане приватизации. В третью – то, что было в процессе приватизации». «В письме на имя Фрадкова мы предложили свои варианты погашения задолженности, если правительство предложит что-то другое, мы рассмотрим их вариант», – отметил он.

Аналитики считают продажу акций «Сибнефти» самым разумным вариантом выплаты налогов. «Было бы хорошо, если бы ЮКОСу разрешили продать «Сибнефть», – сказал «НГ» аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Тогда ему была бы не нужна рассрочка этого платежа. Но все зависит от того, снимут ли арест с его активов, чтобы он мог реализовать акции». Аналитик считает, что покупателя долго искать не придется – по его мнению, такой шаг «был бы логичным» со стороны бывших акционеров компании, уже вернувших себе контроль над ней благодаря отмене допэмиссии ЮКОСа, обменянной в ходе слияния на 57,5% акций «Сибнефти».

Но в ЮКОСе готовы и к худшему варианту. Источник «НГ» в ЮКОСе сообщил, что, если компании придется выплачивать налоговые претензии из собственных средств, выручка от реализации в ближайшие четыре года упадет на 16 млрд. долл. по сравнению с более ранними планами. А государство, получив 3,4 млрд. долл. налогов за 2000 год, в предстоящие четыре недополучит 8,8 млрд. долл. Акционерам ЮКОСа, в том числе миноритарным, возможно, также придется затянуть потуже пояса. Председатель правления компании Семен Кукес сообщил, что сумма дивидендов за 2004 год будет зависеть от ситуации с налоговой задолженностью.

Тем временем в Московском арбитражном суде продолжались разбирательства – существует ли налоговая задолженность, которую компания уже готова выплачивать. Вчера суд рассматривал сразу три апелляции на свое решение о взыскании с компании дополнительно налогов, пеней и штрафов за 2000 год. Жалобы подали Министерство по налогам и сборам, сам ЮКОС и его управляющая компания «ЮКОС-Москва». На момент подписания номера итоги судебных заседаний известны не были.

Анна Скорнякова

Независимая Газета №125 (3237) 22 июня 2004

Независимая Газета

*