Пивоварение, которое с конца XIX века развивалось в Северной Европе и в США, в ускоренном темпе выходит за свои границы и осуществляет экспансию в Китай, Россию и Центральную Европу. Но и на традиционных рынках производителям почивать на лаврах не приходится. Так, французы обновляют маркетинг, меняют упаковку (алюминиевые бутылки, бочонки), придумывают более легкие или ароматизированные сорта популярного напитка, а также пытаются увеличить потребление пива среди женщин.

Началась мировая пивная война. Отрасли, которые с конца XIX века развивались в Северной Европе и в США, в ускоренном темпе выходят за свои границы и осуществляют экспансию в Китае, России и Центральной Европе.

Пиво имеет очень древние корни. Первый известный рецепт обнаружен в Вавилоне и относится к 4 тысячелетию до н.э. Пиво уже давно превратилось в международный напиток. В год в мире выпивают 1,4 млрд литров. Но если китайцы потребляют – пока – 17 литров в год на человека, то немцы – 128. Однако в Китае потребление растет на 6 процентов в год, в то время как в Европе наблюдается стагнация.

Американская фирма Anheuser-Busch (оборот в 2003 году – 14 млрд евро), имеющая английский корни южноафриканская SubMiller (10,4 млрд евро), голландская Heineken (9,2 млрд) и бельгийская Interbrew (7 млрд) не имеют альтернативы выходу на мировой рынок. Им нужно расти в перспективных странах и компенсировать падение потребления на Западе.

В Европе это привело к слиянию 4 марта четвертого мирового производителя Interbrew и лидера в Южной Америке, компании AmBev. Соглашение, которое будет завершено к концу года, приведет к рождению гиганта, производящего 190 млн гектолитров пива в год, с оборотом 9,5 млрд евро и 73 тысячами занятых. При этом AmBev будет заниматься Южной и Северной Америкой, а Interbrew – остальными территориями. При помощи этой операции бельгийская компания намерена создать международные марки пива, притом что традиционно марки были привязаны к какой-либо территории.

Особая борьба развернулась за Китай, который в 2003 году стал первым мировым рынком пива по общему потреблению, обогнав США. 4 июня Anheuser-Busch удалась первая публичная оферта, проведенная иностранной компанией в Китае, предметом которой была четвертая по размерам пивоваренная компания в Поднебесной, Harbin Brewery. Этим шагом американцы опередили конкурента SabMiller.

«Успех этой операции дал Anheuser одновременно огромный потенциал роста и возможность предлагать китайское пиво на сложившихся рынках», – говорит Джил Коэн из Ineum Consulting.

Этот элемент имеет определенную важность. Дальнейший рост американского рынка, 50% которого занимает Anheuser-Busch, обеспечивается только экспортным пивом, говорит Кэвин Бейкер из маркетинговой компании Canadean. Операция обошлась американцам в 635 млн евро. Только наиболее крупные игроки имеют достаточно средств для покупки крупных местных пивоваренных компаний. Другие вынуждены разворачивать свою экспансию медленнее, например приобретая миноритарные пакеты акций и заключая дистрибьюторские соглашения.

В начале мая Heineken получила концессию в Тунисе, а Kronenburg (Scottish&Newcastel) подписала соглашение в Алжире. Несколько недель назад Heineken также удалось прийти в Казахстан, а SabMiller взяла под контроль румынскую Aurora. Датская Carlsberg вела переговоры с китайской Lanzhou Huanghe на покупку 50% пивоваренной компании в провинции Ганьсу, на севере страны.

На традиционных рынках производителям почивать на лаврах не приходится. Во Франции, Великобритании и Германии пивной бизнес переживает трудные времена. Французы обновляют маркетинг, меняют упаковку (алюминиевые бутылки, бочонки), придумывают более легкие или ароматизированные сорта популярного напитка, а также пытаются увеличить потребление пива среди женщин.

La Stampa

13:47 21 июня

Переведено 21 июня 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*