Земфира переоделась в платье. Как прошел "Максидром"
19 июня, когда, казалось, вся Москва встречается с Тарантино, в спорткомплексе «Олимпийский» состоялся уже девятый по счету рок-фестиваль «Максидром». Став за свою многолетнюю историю уже классическим, «Максидром» почти ничем не удивил, но и не разочаровал своих зрителей.
Старейший регулярный московский фестиваль популярной радиостанции когда-то задавал планку для всех своих последователей. После появления «Нашествия» детище радио «Максимум» приобрело некоторый гламурный лоск — маргинальная составляющая ушла к фестивалю «Нашего радио». Теперь на «Максидроме» выступают западные группы, да какие! Apocalyptica, HIM и Chumbawamba начали эту традицию в прошлом году (группы из стран ближнего зарубежья приезжали и раньше, но они воспитаны нашей, постсоветской, культурой). В этом году были приглашены Hooverphonic, Reamonn и Placebo, имена далеко не последние. Но если одна часть зрителей «Максидрома 2004» ожидала энергетического буйства Placebo, то другая, не менее значительная, с замиранием сердца ждала выхода на сцену после долгого перерыва главной героини русской гитарной музыки — Земфиры Рамазановой.
«Максидром» хоронили уже не раз, в том числе и автор этих строк. Но фестиваль не собирается сдаваться, и наряду с приглашением западных артистов серьезно обновил сценографию. Построенная по ставшей уже общепринятой схеме с легкими конструкциями, обтянутыми белым пластиком, сцена отличалась от остальных подобных тем, что экраны были не плазменными, а составленными из множества лампочек. Несимметричная сцена как бы вылезала в изломанный разрыв между экранами, а когда на них проецировали одну общую картинку — возникало совершенно сумасшедшее ощущение.
В музыкальной программе были заявлены десять участников — «Мумий Тролль», Земфира, «Танцы минус», Placebo, Hooverphonic, «Сплин», Reamonn, «БИ-2», «Ночные снайперы» и Дельфин. Для автора этих строк наибольшим откровением стала бельгийская группа Hooverphonic. Красавица солистка Гейке Арнаэрт с совершенно потерянным видом исполняла музыку, которой на русской поп- и рок-сцене попросту нет, — музыку, наполненную не истерикой, не агрессией, не тоской, не снисходительностью, а простыми и понятными человеческими чувствами. Ты ушел, ты пришел, а я одна… Без назидательности, без нажима, а даже с некоторой растерянностью — вот то, что сможет захватить слушателя прочно и надолго.
Группа «Мумий Тролль» с каждым годом становится все более и более далека от народа. Делая страшные глаза, Илья Лагутенко спел невероятно скучную песню про «Золотые воротА», именно так, с ударением на последний слог, а в одном из номеров пускал изо рта противную розовую пену. Но заскучавшие было от непонимания зрители были отомщены — на вступлении к песне «Медведица» на сцену вышла Земфира, одетая в милое платье по колено. Поразив зал своим необычным, очень домашним видом, Земфира даже несколько застенчиво стала петь «Медведицу». Чуть позже к ней присоединился и Лагутенко. Этот номер стал, пожалуй, лучшим на «Максидроме» — заводясь друг от друга, Земфира и Илья к концу песни дошли до состояния полного исступления и даже делали разные фривольные жесты в отношении друг друга. Но как только песня закончилась, Земфира снова превратилась в застенчивую девушку.
На свое собственное выступление суперпевица вышла тоже в платье, но уже в другом. Столь неожиданная перемена имиджа очень идет рок-королеве. Видимо, она решила, подобно Мадонне, обозначить свой переход от сорванцового детства к зрелости, сменив манеру поведения. Зрители этот сигнал, кажется, приняли. И выступление певицы прошло необычно спокойно — ни ругани с техниками и звукорежиссерами, ни ненависти ко всему миру в глазах, ни нервных и злобных движений. Просто песни, исполняемые все тем же удивительным голосом. Она даже сняла темные очки. Разочаровала Земфира лишь тем, что не стала петь обещанных новых песен. Были исполнены «Синоптик», «Искала» (с огромным портретом толстого милиционера на центральном экране), «Бесконечность» под одну акустическую гитару, на которой играл певец Корней, и «Небомореоблака». Публика явно ждала большего, но Земфира выступила так, что зрители остались удовлетворены и увиденным. Все же на сегодняшний день мало какая из русских певиц может поспорить с ней в мастерстве и притягательности.
Другие выступающие ничем не удивляли — все шло как по рельсам. И ведущая себя как суперзвезда Диана Арбенина, и пафосные «БИ-2», закрытые от зала огромной простыней с огромными буквами «революция», и солидный уже «Сплин», и романтичный Reamonn cо своим вечным хитом Supergirl. Закончился шестичасовой концерт сумасшедшим по энергетике выступлением Placebo. Группа в России уже не в первый раз и с отзывчивостью русской публики знакома — зал завелся еще до того, как музыканты начали играть. Еще одна строчка в истории «Максидрома» записана.
Максим Кононенко (Mr. Parker)
20.06.2004
*