Речь идет об острове Рюген в Балтийском море, который в славянской мифологии известен как Рyян или Бyян. Славянская крепость на мысе Аркона, которая сегодня притягивает к себе на Рюген тысячи туристов со всех концов света, возвышается на высоком скалистом берегу и когда-то была неприступна с моря. Здесь были расположены храмы всех языческих богов, но самым главным почитался Святовит.

Историки считают, что владевшие Рюгеном руги /они же ране и русы/ были храбрейшим славянским племенем. «Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или скорее демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие», — говорит, в частности, немецкий ученый Эдуард Шмайдлер.

Когда-то руги были германоязычными, однако на рубеже 1-2 тысячелетий говорили на словенском языке — том же, что и новгородцы. По свидетельствам ученых, триста храмовых воинов Арконы держали под контролем все окрестные племена и народы Балтики. Как полагает Ханс Фосс, русы держали под контролем все северные моря. Ведь морское государство русов были частью обширного славянского мира от Лабы /Эльбы/ и Дуная до Урала и от Балтийского до Черного моря. Славяне противостояли натиску германских племен вплоть до 11 века.

В стародавние времена, свидетельствуют историки, в Аркону после уборки урожая стекалось множество людей, включая соседние племена. По-видимому это происходило в сентябре, по-славянски — Рюен, откуда и второе название острова Руян. Накануне праздника жрец Святовита с веником в руках входил во внутреннее святилище и начисто выметал пол. Веник и выметание символически означают конец временного цикла, в данном случае годового, ибо на следующий день проводится гадание по пирогу, сходное с восточнославянской рождественской колядой. На другой день в присутствии всего народа жрец вынимал из рук идола Святовита рог с вином и, тщательно рассмотрев его, предсказывал: быть или не быть урожаю на будущий год. Вылив старое вино к ногам идола, жрец наполнял рог новым вином и осушал его одним духом, испрашивая всяческих благ себе и народу. В заключение именем Святовита жрец благословлял народ, наказывал впредь чтить арконского бога, обещая в награду обилие плодов, победу на море и на суше.

Арконский храм, убеждены исследователи, к концу первого тысячелетия стал главным святилищем славянского Поморья, средоточием славянского язычества. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Каждое племя посылало Святовиту ежегодную дань. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Ряд именитых ученых считает, что именно эти сокровища привлекли внимание датских и немецких крестоноцев.

ИТАР-ТАСС

*