Сегодня в Петербурге, в Российском этнографическом музее (РЭМ) открывается выставка «Четки». Как рассказала РИА «Новости» руководитель пресс-службы РЭМ Инна Карпушина, зрители познакомятся с экспонатами из собрания Натальи Жуковской, коллекция которой насчитывает 470 четок разных религиозных конфессий, народов и эпох.

В петербургском музее будет представлена лишь пятая часть собрания Жуковской.

По словам Карпушиной, самые первые из известных четок были созданы во II тысячелетии до Р.Х. в Индии. Первые буддийские четки известны с III века н.э. Первые христианские четки, создателем которых считается святой Пахомий, известны с IV века н.э.

«Пахомий основал в Фиваидской пустыне монастырь Тавенна. Для того, чтобы неграмотные монахи читали в день положенное число молитв, он давал им веревку с завязанными на ней узлами, которая и стала первыми чётками христиан. Представленная на выставке старообрядческая «лествица» — кожаный ремень с прикрепленными к нему 100 кожаными пластинами — напоминает эти первые христианские чётки», — отметила Карпушина

Основное назначение чёток — вести отсчет прочитанных молитв или имен бога. Однако в среднеазиатском шаманстве, особенно таджикском и узбекском, наиболее сильные шаманы совершали ритуалы не с бубном, а с мусульманскими чётками. Для гаданий использовались четки и в христианской Армении — там, перебирая зерна четок, до сих пор гадают о дожде, о смерти, о будущем благе или несчастье.

В разных странах четки изготавливались из разных материалов — из древесины, плодовых косточек или семян, янтаря, кораллов, жемчуга, металлов и минералов, позвонков и рогов животных. «Так, среди экспонатов выставки будут представлены мусульманские четки, владельцем которых был мулла из Кабарды. Они сделаны из наростов на корнях дерева и ни одно из зерен не повторяет по форме остальные. Чтобы сделать такие четки, наросты собирали в течение многих лет», — рассказала руководитель пресс-службы.

Количество зерен в четках зависит от религиозной принадлежности: так, в мусульманских четках их количество кратно 99, в католических — 59. В древней Индии поклонники Шивы собирали в ожерелье плоды священного дерева «рудракша». В Индии родилась традиция пользоваться четками из 108 зерен (сакральное число в индуизме, символизирующее Атман — Божественный Абсолют). Эта традиция сохранилась и в буддизме.

Одним из самых интересных экспонатов выставки, восходящим к 1863 году, станут четки из Польши (кстати, в католической традиции четки называют розарием). «Они являются историческим свидетельством эпохи: после подавления польского восстания 1863 года, среди участников которого был и первый президент Польши Юзеф Пилсудский, польская шляхта начала сбор средств на возрождение национальной армии. Мужчины сдавали деньги, женщины жертвовали драгоценности. В память об этом акте гражданского мужества был принято заказывать копии ценностей из дерева, которые к тому же перевязывались траурной нитью и назывались «чёрной бижутерией». В коллекциях польских собирателей есть деревянные кольца, диадемы, браслеты, но чёток — нет. Единственный экземпляр хранится в России», — рассказала Инна Карпушина. «Польские ученые были готовы принять любые условия коллекционера Натальи Жуковской, только чтобы эти деревянные четки, обвязанные траурной ниткой, вернулись в Польшу», — добавила Карпушина.

NEWSru.com

*