Вчера по инициативе министра образования РФ Владимира Филиппова состоялось совещание писателей, литературоведов и методистов по проблемам развития детской литературы. На встрече Минобразование, Минкультуры и Минпечати представили проект совместной программы «Приобщение детей и юношества к чтению». Если эта программа будет принята, российские школы вновь (как это было в советские времена) станут не только обучать, но и воспитывать молодое поколение.

Российские дети не знают басен Крылова

Вчера министр образования РФ Владимир Филиппов пригласил в свой кабинет российских писателей (среди них были Сергей Михалков, Сергей Есин, Владимир Железников, Ирина Токмакова), литературоведов, редакторов и чиновников из Минкультуры и Минпечати, чтобы обсудить с ними проблемы и перспективы развития детской литературы и патриотического воспитания школьников.

Впрочем, сам Владимир Филиппов прийти на встречу не смог, и вместо него ее провел первый заместитель министра Александр Киселев.

Собравшиеся сошлись во мнении о том, что нынешнее подрастающее поколение совсем перестало читать. По мнению ректора Литературного института им. А.М. Горького Сергея Есина, теоретически каждый выпускник школы должен наизусть цитировать басни Крылова и «Горе от ума» Грибоедова, однако проблема состоит в том, что не каждая российская семья может себе позволить покупку книг, каждая из которых стоит 100-200 рублей. Кроме того, дети перегружены и не успевают приобщаться к классике чисто физически. Как рассказала замдиректора Российской государственной детской библиотеки Евгения Куликова, сейчас школьники в основном читают не художественную, а познавательную литературу. Делают это они не по своей воле: причина в том, что во многих школах учителя перегибают палку, и в итоге семиклассникам приходится писать рефераты о денежной системе в Заире, а девятиклассникам самостоятельно изучать труды философов. Наконец, и сами учителя не особенно стремятся приобщать школьников к чтению. По словам Сергея Есина, в последние годы выпускники школ поступают в педагогические вузы только тогда, когда больше поступить никуда не могут, так что в смысле общекультурного развития поколение молодых педагогов немногим отличается от своих учеников. Впрочем, должного внимания своей професcии не уделяют и учителя со стажем. Причины тому, по мнению участников встречи, чисто материальные. «Ну о какой любви к работе может идти речь, если большая часть преподавателей, особенно в сельских школах, белый хлеб ест только в день зарплаты?!» — возмущалась редактор журнала «Литература в школе» Надежда Крупина.

Назад в будущее

Чтобы срочно исправить положение, три министерства — Минобразование, Минкультуры и Минпечати — разработали совместную программу «Приобщение детей и юношества к чтению». С ее помощью разработчики собираются за 2 года перевоспитать учителей, школьников и их родителей.

Многие пункты проекта программы навевают воспоминания о советских временах, когда все воспитательные мероприятия в школах были приурочены к какой-нибудь дате (например, перед партийными съездами в течение учебного года изучали трилогию Леонида Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина», весь 1986/87 учебный год отмечали 150 лет со дня гибели Пушкина и целыми классами водили детей на всесоюзные премьеры фильмов вроде «Особо важного задания» и «Победы»).

Теперь на дворе 2004-2005 учебный год, и прожить его предлагается под девизом «Книга как феномен отечественной культуры». В связи с этим представители трех министерств собираются устроить Всероссийский фестиваль школьных библиотек, провести конференции по проблемам детского чтения в регионах, возобновить проведение ежегодной Всероссийской недели детской и юношеской книги, а также проанализировать состояние фондов школьных библиотек и разработать программы их пополнения. Правда, по словам Александра Киселева, в этом году на закупку детских книг из бюджета выделено всего 600 миллионов рублей — сумма, которой едва хватит для пополнения только школьных библиотек.

Детские книги подвергнутся общественной экспертизе

Согласно проекту программы, весной этого года должна быть сформирована комиссия из числа педагогов, писателей, литературоведов, критиков и представителей СМИ, которая будет осуществлять общественную экспертизу учебной литературной программы.

Если этот документ будет принят, нынешняя школьная программа по литературе и мировой художественной культуре может претерпеть серьезные изменения. Не исключено, что из нее исчезнут «неправильные» книги и кинофильмы, а их место займут произведения современных патриотов.

Пока же, как заявил Сергей Михалков, большую часть детской литературы, что лежит сегодня на полках книжных магазинов, читать невозможно. «Каждый второй современный автор предлагает мне тысячу долларов за положительную рецензию на обложке его творения, но они пишут бездарно и безвкусно, и я, естественно, отказываюсь», — поделился автор гимна России и «Дяди Степы». «А что вас удивляет? — подхватил тему заместитель начальника Управления издательской деятельности и книгораспространения Минпечати Валерий Модестов. — Согласно действующему законодательству, издательской деятельностью в России может заниматься любой желающий, и когда Госдума отменит этот глупый закон, еще неизвестно». Впрочем, уже сейчас совершенно очевидно, что с помощью формальных мероприятий приобщить школьников к отечественной культуре не удастся. Однако если чиновникам из Минобразования, Минкультуры и Минпечати удастся запустить новую программу, у них появятся основания для вмешательства в воспитательный процесс. К тому же предприимчивые писатели и кинематографисты смогут неплохо заработать на эксплуатации новой национальной идеи «законности и порядка».

GZT.ru

*