Вчера вокруг несостоявшегося в четверг перелета через Северный полюс российского стратегического бомбардировщика Ту-95МС «Москва» по маршруту, которым в июне 1937 года проследовал экипаж Валерия Чкалова, разгорелся громкий скандал. Как заявил Ъ главком военно-воздушных сил (ВВС) РФ Владимир Михайлов, Ту-95МС не смог отправиться в США, так как Пентагон потребовал, чтобы в состав экипажа Ту-95МС был включен штурман американских ВВС. В посольстве США в Москве эту информацию вчера опровергли, заявив, что американская сторона лишь предложила экипажу «Москвы» необходимую помощь.

Идея включить перелет самолета-бомбардировщика конструкции Туполева по трассе, которой 18-20 июня 1937 года из СССР в США проследовал на туполевском АНТ-25 Валерий Чкалов, в план празднования 100-летия со дня рождения прославленного летчика появилась в конце прошлого года. Как сообщал Ъ 9 июня, согласно плану оргкомитета, праздничные мероприятия должны были пройти в два этапа: начаться в феврале 2004 года на родине летчика в городе Чкаловске Нижегородской области, а в июне 2004 года продолжиться в Ванкувере (США), куда 67 лет назад Валерий Чкалов прилетел вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым на самолете АНТ-25 «Сталинский маршрут».

       Для полета по этому неизведанному для нынешних летчиков дальней авиации маршруту главное командование ВВС решило привлечь экипаж стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС из состава 184-го тяжелого бомбардировочного авиаполка 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии, дислоцирующейся в Энгельсе (Саратовская область). Экипаж отстоял право на праздничный перелет (необходимым условием, по словам главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова, было знание экипажем английского языка) после успешного проведения в начале года учебных полетов в Арктике.

       Однако намеченный на четверг перелет так и не состоялся. По сведениям Ъ, в начале этой недели в ходе переговоров между военными ведомствами России и США о проведении перелета возникло препятствие, которое так и не удалось преодолеть. «Это связано прежде всего с теми неприемлемыми условиями, которые в ходе переговоров выдвинула американская сторона»,– заявил вчера корреспонденту Ъ главком ВВС Владимир Михайлов. Дело в том, что после терактов 11 сентября 2001 года в США были значительно ужесточены правила пролета иностранных воздушных судов над территорией страны. Особенно это коснулось полетов военной авиации. По словам генерала Михайлова, терпение российских участников переговоров лопнуло, когда Пентагон выдвинул условие, согласно которому в состав экипажа Ту-95МС должен был обязательно включен штурман американских ВВС. «Да с какой это стати? Мы что, противники? – возмутился главком Михайлов.– Это недопустимо, поэтому запланированный полет Ту-95МС в США вряд ли теперь состоится».

       Между тем в пресс-службе посольства США вчера заявили Ъ, что «в действительности необходимое дипломатическое разрешение для полета российского военного самолета Ту-95МС запланированным и согласованным с американской стороной маршрутом было предоставлено без каких-либо ограничений». Правда, в посольстве США заметили, что по установившейся практике военным летчикам, незнакомым с полетами в воздушном пространстве США, «всегда предлагается бортовая и наземная помощь с навигацией, языком». «Однако мы не настаивали на этом»,– подчеркнул сотрудник пресс-службы.

       Впрочем, на этом выяснение отношений между сторонами не закончилось. Информированный источник в Минобороны вчера заявил Ъ, что российские военные посчитали для себя унизительным американское предложение о предоставлении им помощи при полете Ту-95МС над США: «В прошлом году, когда американские военные самолеты, включая бомбардировщик В-52G, прилетали на авиасалон МАКС-2003 в Жуковский, им никто помощи не предлагал».

ИВАН Ъ-САФРОНОВ

Газета «КоммерсантЪ» №109(2948) от 19.06.04

"КоммерсантЪ"

*