Наличные против льгот: эффективное решение или оскорбление русской души? ("New York Times")
«Для русских людей это означает абсолютное изменение психологии и традиций в России», – говорит Михаил Задорнов, независимый депутат госдумы, осторожно относящийся к этому проекту.
Всего через несколько недель после начала второго срока в должности президента, который Путин выиграл, в частности, из-за того, что он воплощал собой возможность стабильности, его правительство начало наступление на устойчивый рудимент советской эпохи – развернутую систему социальных льгот.
В законопроекте, представленном в нижней палате российского парламента, правительство Путина предлагает заменить субсидированные услуги – бесплатный проезд в общественном транспорте, дешевое электричество, бесплатная медицина для инвалидов и освобождение ряда госслужащих от квартирной платы – на денежные выплаты от 20 до 120 долларов в месяц.
По официальным данным в результате принятия такого решения по меньшей мере 32 млн граждан лишатся льгот. В числе льготников – ветераны войны и труда, пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, военные, люди, пострадавшие в дни блокады Ленинграда во время Второй мировой войны.
Поскольку у многих из тех, кто получает сейчас льготы, есть супруги и дети, а для России норма, когда представители нескольких поколений живут в одном месте, эти изменения отразятся практически на каждой семье.
«Для русских людей это означает абсолютное изменение психологии и традиций в России», – говорит Михаил Задорнов, независимый депутат госдумы, осторожно относящийся к этому проекту.
Предположительно к выполнению плана по замене льгот на денежные выплаты должны приступить в следующем году. Но среди населения и даже среди представителей про-путинского большинства в Думе звучат неодобрительные голоса.
На Вятском рынке на севере Москвы, где торгуют дешевыми продуктами, все пенсионеры в один голос возражают против этого проекта.
«Того, что они собираются мне дать, недостаточно», – говорит Анатолий Сидлеров, 67-летний пенсионер, бывший инженер. Чтобы что-то прибавить к своей пенсии в 2100 рублей, он подрабатывает лифтером.
По его словам, получаемые им льготы стоят больше тех денег, которые он может получить в случае замены их денежными выплатами.
«Выплаты могут покрыть только 50%», – говорит он.
В знак того, что недовольство проектом достигло высокого напряжения, Путин в четверг заявил, что правительство может предложить новый набор социальных льгот или исключить из нового закона некоторые составляющие.
Отвечая на вопросы журналистов в Ташкенте, Путин сказал, что отдельные категории граждан будут продолжать пользоваться льготами. Развивать эту тему он не стал.
Теперь Путин должен справиться со сложной задачей – навести мосты между двумя противоположными позициями. Согласно одной, чтобы продолжить успешный переход к рыночной экономике, Россия должна избавиться от социальных привилегий гражданам, которые она все равно не может себе позволить. Согласно другой точке зрения, инициатива Путина – чересчур поспешный и плохо продуманный выпад, уничтожающий страховочную сеть, на которую полагаются малообеспеченные граждане, и это может привести к новым тяготам для и без того изнуренного населения.
До вчерашнего дня правительство настаивало на том, что данная программа несет благо, говоря о том, что она привнесет в систему с большим денежным обращением прозрачность и справедливость. Из-за того, что льготы не учитываются бюджетом, их стоимость не выражается в конкретных цифрах, но, по некоторым оценкам, она равна 30 млрд долларов в год.
Более того, правительство назвало существующую программу несправедливой, так как в ней не учитывается ни доход получателя льгот, ни его место жительства. Многие обеспеченные россияне получают ненужные им льготы, считают в правительстве, а в сельской местности, где недостаточно развита система общественного транспорта, люди, которым полагается бесплатный проезд, не имеют возможностей воспользоваться этой льготой.
Для этих людей денежные выплаты были бы гораздо лучшим вариантом, чем льготы, существующие только на бумаге, говорят советники Путина.
Некоторые члены правительства и независимые обозреватели спрашивают: если Россия не откажется от системы льгот сейчас, то когда еще она сможет хотя бы попытаться это сделать?
Налоговые поступления в России растут, высокие цены на нефть и сбалансированный бюджет привел к профициту в последние годы, а Путин полностью контролирует работу парламента.
С учетом этих факторов предложение Путина было встречено молчаливым одобрением со стороны зарубежных обозревателей, для которых эти изменения символизируют готовность политика использовать свою популярность и относительное благополучие для решения сложной политической задачи.
И все же для тех немногих публичных фигур, которые критикуют инициативу Путина, как и для многих простых россиян, предложенные перемены слишком масштабны и слишком поспешны.
На Вятском рынке многие в принципе не возражали против самой идеи замены льгот денежными выплатами, если только суммы этих выплат будут достаточными, чтобы покрыть расходы.
«Вопрос в том, что нам дадут, – говорит Татьяна Большакова (инвалид, 77 лет), которая, по ее словам, пользуется правом на бесплатный проезд и медицинское обслуживание примерно на 40 долларов в месяц. – Но надежды у нас мало».
Людей, убежденных в том, что предложенный законопроект будет иметь для них положительное значение, найти нелегко. Так опрос, проведенный Фондом опросов общественного мнения сразу же после представления законопроекта, показал, что только 8% населения считают, что программа по замене льгот денежными выплатами улучшит материальное положение тех, кого это коснется.
По результатам этого же опроса, больше людей лишаться льгот, чем говорит правительство: из 1600 опрошенных только 4% сказали, что не получают никаких льгот. Разница с правительственными данными таким образом составляет 3,6%.
В условиях тотального контроля Путина в Думе проект может получить статус закона уже в августе.
New York Times С.Дж. Чиверс
13:39 18 июня
Переведено 18 июня 2004
InoPressa.ru
*