Право власти или дубинка против неугодных миллиардеров ("Deutsche Welle")
Процесс против бывшего главы «ЮКОСа» не является показательным. Наказав обвиняемого, Кремль хочет преподать урок другим, считает московский корреспондент WDR Петер Бок.
И в сегодняшней России действует не власть права, а право власти. Это недавнее высказывание одного британского политолога в точности описывает ситуацию вокруг процесса по делу Михаила Ходорковского, который по-прежнему является самым богатым человеком России. Процесс против бывшего главы нефтяного концерна ЮКОС и разделяющего с ним скамью подсудимых партнеру по бизнесу очень медленно набирает обороты. Процесс трудно назвать показательным, и уместен вопрос, а замышлялся ли он вообще как показательный процесс. Ведь для полного уничтожения обвиняемого достаточно и экономических инструментов. Ходорковский — как все российские нефтяные и сырьевые бароны — никакой не святоша. В дикие ельцинские времена все они сколотили свое состояние более или менее разбойничьими методами, отхватили себе самые лакомые куски рухнувшего народного хозяйства. На фоне этих аллигаторов постсоциалистического капитализма даже самые хищные западноевропейские дельцы 19 века предстают мелкими рыбешками.
Кремль, а точнее фракция в составе спецслужб, юстиции и правительства, решили наказать Ходорковского в назидание другим. И президент Владимир Путин не возражал: как никак 40-летний миллиардер Ходорковский допустил две ошибки. Во-первых, он попытался управлять своей империей на безупречно легальных основаниях, ввел западную бухгалтерию, платил налоги, — то есть делал себя практически неуязвимым для государственного рэкета. Во-вторых, и это была главная ошибка: он вмешался в политику, давал пожертвования оппозиционным партиям, вплоть до коммунистов. В том числе и для того, чтобы взрастить отвечающее его интересам парламентское большинство.
Это в Кремле расценили как объявление войны. Ведь Путин за последние годы всех и вся причесал под свою гребенку: электронные СМИ, большинство в парламенте, бунтовавших то и дело ранее районных губернаторов. В стране воцарилось железное правило: занимайтесь своими делами, но политику не вмешивайтесь, а уж если очень хочется, то будьте любезны, в наших интересах.
Это джентльменское соглашение между Кремлем и сырьевыми баронами нарушил Михаил Ходорковский. Поэтому он и сидит на скамье подсудимых по обвинению в мошенничестве, коррупции и уклонении от уплаты налогов. Прегрешения, которые при необходимости можно без большого труда инкриминировать всем олигархам.
Судя по всему, банкротство концерна Ходорковского может наступить уже в эту пятницу 18 июня, когда московский суд примет решение о погашении налогового долга на сумму почти трех миллиардов евро. Посмотрим, будут ли после этого слушания тянуться до своего горького конца или же процесс завершится укороченным финалом. Ведь объявление о несостоятельности нефтяного концерна и, тем самым, его главного акционера, который наверняка ещё имеет пару другую долларов на иностранных счетах, означает, что главная политическая цель процесса достигнута: приведена в движение дубинка, которая окажется на спине у каждого российского миллиардера, позволившего себе бросить вызов властителям Кремля.
Перевод с немецкого
17.06.2004
Deutsche Welle
*