Под давлением США, которые угрожают обложить пошлинами отечественный экспорт на сумму более $400 млн в год, российские чиновники намерены ввести “спецмеры” для борьбы с пиратами. Они предлагают уже осенью запретить в стране продажу дисков с компьютерными программами и базами данных с лотков и ввести лицензирование импортеров сырья для производства дисков. Эксперты полагают, что, даже если эти предложения удовлетворят американцев, для искоренения пиратства в России их будет недостаточно.

Неэффективная борьба с пиратством на рынке аудио- и видеопродукции и компьютерных программ давно является камнем преткновения на переговорах России с США о вступлении в ВТО. А в феврале Международный альянс по интеллектуальной собственности (IIPA, объединяет американские ассоциации правообладателей) направил в аппарат торгового представителя США Роберта Зеллика требование прекратить с 1 июля действие для России Генеральной системы преференций (GSP), если к этому времени страна не добьется “заметного прогресса” в борьбе с пиратством.

По оценке IIPA, российские пираты наносят американским производителям ущерб, превышающий $1 млрд в год. Условия GSP позволяют российским экспортерам беспошлинно ввозить в США товары на общую сумму более $400 млн в год, если Россия, в частности, обеспечивает “адекватную и эффективную” защиту прав на интеллектуальную собственность. По этой программе Россия, в частности, поставляет в США кованый титан, алюминий, углеводород, феррохром и ванадий.

Зеллик должен определиться с тем, отменять ли российские льготы, 30 июня. В мае на переговорах с министром экономического развития Германом Грефом он потребовал от России ужесточить законодательство в отношении пиратства, а также уголовное и административное преследование правонарушителей.

Минэкономразвития пришлось спешно разрабатывать спецмеры. В распоряжении “Ведомостей” оказался подготовленный ведомством комплекс предложений по защите прав на интеллектуальную собственность. Чиновники предлагают, в частности, увеличить срок охраны авторских прав с 50 до 70 лет, следить за их соблюдением в Интернете, а также создать специальный орган для конфискации и уничтожения контрафактной продукции. Уже в августе может быть запрещена продажа дисков с компьютерными программами и базами данных с лотков и палаток, а производители аудио- и видеопродукции потеряют право размещать производство на режимных объектах. Ужесточатся и лицензионные требования к изготовителям дисков — лицензию придется получать даже на импорт сырья для производства дисков. “Надеюсь, что реализация предложенных мер удовлетворит претензии американской стороны”, — говорит министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Но эксперты и участники рынка сомневаются, что этого окажется достаточно для искоренения пиратства. Ответственный секретарь комиссии по безопасности информационного рынка Совета предпринимателей при правительстве Москвы Олег Яшин напоминает, что Украина тоже вводила контроль за ввозом сырья для выпуска лазерных дисков, но уровень пиратства в стране не уменьшился, а США до сих пор не сняли свои санкции с республики (в 2001 г. Украина была исключена из американской GSP). А в Москве торговать компьютерными программами с лотков запрещено уже почти год, хотя приобрести их можно до сих пор. По мнению директора Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимира Энтина, повсеместный запрет на торговлю с лотков “приведет лишь к тому, что контрафактная продукция будет продаваться в стационарных местах, но при этом и стоить будет заоблачных денег”. Одна из главных статей доходов производителей пиратской продукции — экспорт контрафактных дисков — при этом не пострадает, а именно он наносит наибольший ущерб легальному выпуску. По оценкам Российской антипиратской организации (РАПО), оборот всей контрафактной продукции, включая товары народного потребления, в стране не превышает $1,14 млрд, между тем Россия входит в пятерку мировых лидеров по экспорту контрафакта. Зато если нелегальные диски подорожают на внутреннем рынке, полагает директор РАПО Виктор Злотя, туда смогут прийти западные компании, которые в итоге понизят общий уровень цен. Но в любом случае, говорит гендиректор дистрибьюторской компании “БиЮАр-Видео” Вячеслав Добычин, эффективнее бороться с нелегальным производством дисков, чем с их нелегальной продажей. “Проще закрыть 10-15 заводов, чем десятки тысяч точек продаж”, — поясняет он.

Получить комментарии американской стороны не удалось.

Зато ужесточение борьбы с пиратством, утверждает директор РАПО Виктор Злотя, позволит западным производителям дисков снизить цены на свою продукцию в России за счет увеличения продаж.

Анна Николаева Роман Дорохов

Ведомости 18.06.2004, №104 (1144)

Ведомости

*