В понедельник, 21 июня, в 6.30 по калифорнийскому времени стартует первый в мире частный космический корабль. Ракетоплан Spaсe ShipOne (SS-1), созданный специалистами компании Scaled Composites, поднимется на высоту 100 км, то есть достигнет предела, который условно считается нижней границей ближнего космоса.

Если полет пройдет удачно, то Scaled Composites, возглавляемая талантливым американским авиаконструктором Бартом Рутаном, скорее всего, завоюет награду в 10 млн. долл., объявленную группой частных спонсоров в 1996 году.

Напомним вкратце историю этой награды (официально она именуется ANSARI X-Prise). Несколько американских бизнесменов, вдохновленных примерами меценатов 20–40-х годов прошлого века, когда разного рода частные премии стимулировали развитие авиации, учредили призовой фонд для конструкторов космических аппаратов. Требования были жесткие. Во-первых, проекты не должны финансироваться правительствами. Во-вторых, корабль должен набрать высоту в 62 мили (100 км) и вернуться на Землю. В-третьих, на борту должны быть три человека, что считается доказательством намерения развивать космический туризм. И, наконец, в-четвертых, полет должен быть повторен в течение двух недель (но не позднее 1 января 2005 г.), что подтвердит надежность и «многоразовость» корабля.

Никаких условий по типу аппарата, его двигателю, способу старта не оговаривается, что открыло неограниченное поле для поиска. Любопытно, что среди основателей фонда ANSARI X-Prise – внук легендарного летчика Чарльза Линдберга, первого человека, совершившего одиночный перелет из Америки в Европу.

На сегодняшний день за награду борются 26 команд. Претенденты представляют не только страны, где ракетостроение достаточно развито (как в США и России), но и исследовательские группы из Румынии и Израиля. Причем если румыны ставят на классическую ракету (двигатель которой недавно успешно прошел огневые испытания на наземном стенде), то идея израильтян куда более оригинальна. Специалисты из группы ILAT планируют использовать в качестве первой ступени гигантский стратосферный аэростат, который доставит легкую трехместную капсулу на высоту 20–25 км, откуда она и стартует к границам космоса. Такое решение позволяет сэкономить на разработке и производстве разгонных блоков. Реальный запуск пилотируемого модуля NAGEV-5 израильтяне запланировали на октябрь 2005 года, что лишает их надежд на получение приза. Да и вообще реальный конкурент у Рутана и его команды всего один.

Кроме него вплотную к пилотируемому полету подошли разработчики из частной исследовательской компании Starchaser Industries, что базируется в английском графстве Чешир. Возглавляет ее Стив Беннетт, директор лаборатории космических технологий университета Сэлфорда (в недавнем прошлом он конструировал зенитно-ракетные комплексы для флота Ее Величества). Компания основана в 1992 году именно с целью создания недорогого транспортного средства для космического туризма. На сегодняшний день она произвела 16 беспилотных пусков ракет пяти типов, а после работы над ошибками создала классический двухступенчатый носитель Starchaser-5 и возвращаемую капсулу Thunderbird. По словам конструктора, эта система способна вывести на околоземную орбиту экипаж из 6 человек. Поняв, что перестарались, англичане удешевили проект. В результате Starchaser-5 стал одноступенчатым, а новая, облегченная капсула – трехместной. Сейчас английская команда готовится к испытательным стартам. Таким образом, у англичан остается шанс опередить Рутана: ведь старт последнего, назначенный на 21 июня, тоже будет испытательным – в полет отправится лишь пилот без пассажиров. Впрочем, и предыдущий проект не выброшен в корзину: более мощный вариант ракеты планируется доработать по окончании конкурса X-Prise.

Показательно, что лидеры новой «космической гонки» Барт Рутан и Стив Беннетт затеяли свои проекты гораздо раньше, чем были объявлены условия конкурса. И их не смущает, что приз в 10 млн. не окупит затрат. Эти изобретатели-бизнесмены еще в начале 90-х годов поняли, что в мире складывается рынок космического туризма, и поспешили занять на нем лидирующие позиции. Словом, конкурс, объявленный фондом ANSARI, для них – отличный способ «пропиариться».

Здесь стоит остановиться и посчитать. Если пару лет назад за удовольствие неделю любоваться нашей планетой с орбиты космические туристы Деннис Тито и Марк Шаттлворт выложили компании Spaсe Adventures по 20 млн. «зеленых», то суборбитальный полет обойдется любителям острых ощущений на порядок дешевле – 90–100 тыс. долл. А лет через пять цена тура за пределы плотных слоев атмосферы составит от 20 до 30 тыс. долл. Примерно столько стоит сейчас «билет» в Антарктиду, приличное сафари в Африке или визит к останкам «Титаника» – то есть развлечения, которые могут себе позволить не только миллионеры, но и верхушка среднего класса (понятно, западного, а не нашего). По оценкам специалистов, лет через 10 оборот «звездного туризма» будет составлять до 1 млрд. долл. в год! В столь перспективную область есть смысл инвестировать.

Остается добавить, что специализированные издания уверены, что этот конкурс не будет последним. Напомним, что пока речь идет о суборбитальном полете: корабль поднимается на определенную высоту и, не совершив полного витка вокруг Земли, возвращается. При этом у пассажиров есть 3–4 минуты, чтобы лично удостовериться в шарообразности родной планеты и поплавать в невесомости. Если верить экспертам, по окончании X-Prise тот же (или новый) фонд поставит перед конструкторами более сложную задачу – совершить полный оборот вокруг Земли. И нет никаких сомнений, что найдутся немало желающих взяться за ее решение.

ГЕННАДИЙ НЕЧАЕВ

«Новые Известия»

18.06.04

пятница

«Новые Известия»

*